Литературное чтение 3 класс
КГУ « Иванковская основная школа»
Учитель:
Молодцова Т.Ю.
Тема: Н. Носов. Фантазеры.
Цель урока: говорить неправду и
фантазировать – это не одно и то же…
Исходя из цели урока,
сформулированы следующие задачи:
- формировать навык правильного,
осознанного, плавного чтения,
- совершенствовать навыки
выразительного чтения
- расширять читательский кругозор
- совершенствовать восприятие,
понимание и воспроизведение текста
- развивать читательские и речевые
умения, интерес к чтению, память и воображение
- воспитывать умение дружить,
честность, ответственность
1.Мотивационный
Проверяют готовность к уроку,
настраиваются на урок
Организует и настраивает детей на
совместную работу
- Послушайте звуки в коридоре, в
нашем классе, послушайте себя.
- Слышите, как бьется ваше сердце.
Оно стремится узнать что-то новое, неизвестное. Кто хочет открыть для себя
новую тайну садитесь.
- С каким настроением пришли вы на
урок?
Актуализацииязнаний
Учащиеся выполняют упражнения для
отработки техники чтения
Контролирует выполнение упражнений
1.Упражнения для техники чтения.
(Памятка)
• Для четкости произношения: Самолеты летят: у-у-у
Машины едут: ж-ж-ж
Лошадки проскакали: цок-цок-цок
• Чтение чистоговорок шепотом: Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры- у нас в руках шары
2.Проверка домашнего задания
Чтение сказки П.Ершова « Конек – Горбунок»
3•Задание по рядам. Продолжите стихи..
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под…(горой)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по … (переулку)
Мы делил апельсин,
Много нас, а он…(один)
3.Изучение новой темы
1.Предлагает обсуждение возникновения понятий
- как выдумаете, говорить неправду
или фантазировать – это одно и то же или нет? (нет) – это цель урока: говорить
неправду и фантазировать – это не одно и то же.
Мы отправляемся в страну ФАНТАЗИИ
2.Физминутка
• Дыхательная гимнастика: Вдох носом, выдох через рот
Вдох, задержка дыхания
Вдох, выдох порциями.
3 .Открытие нового знания
Проговаривают ответы (о фантазии,
фантазерах)
Включает учащихся в работу
- Кто поможет нам в путешествии по
стране ФАНТАЗИЯ? (Н.Носов)
- Сегодня мы знакомимся с рассказом
Н.Носова
4. Из букв составьте слово («Фантазеры».)
С вами наверняка случались самые
разные истории: веселые, грустные. страшные, забавные. Вам хотелось поделиться
тем, что произошло?
- Давайте подумаем: кто такие
фантазеры?
5.Словарь Ожегова, толковый
словарь
Фантазеры- люди, которые любят
фантазировать, мечтать.
Фантазировать- выдумывать
что-нибудь
Фантазия – нечто выдуманное
- А сейчас мы узнаем, какие
фантазеры были в рассказе Н.Носова
4.Первичное закрепление нового знания
Чтение детей, ответы на вопросы по
тексту
Учитель читает первый абзац
рассказа.
Ставит проблему перед детьми
• Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
•Ответы на вопросы:
- Кто главные герои рассказа?
(Стасик. Мишутка, Игорь, Ира)
- Какая выдумка кажется тебе самой
интересной?
5. Самостоятельная работа и
проверка
С помощью учителя уточняют цель
Организует подводящий диалог для
осознания понятий врун и фантазер, из разницы
• Чтение по ролям – до слов с.100 101 «На ракете. На чем
еще…»
- Что придумывал Миша, а что
Стасик?
-Какой глагол в тексте встретился,
для обозначения того, что делали ребята? (ВРАТЬ)
-Как называют человека, который
врет? (врун)
(ВРУН- это лгун, который говорит
неправду с выгодой для себя)
- Получали ли мальчики удовольствие
от фантазий друг друга?
-Встреча с акулой. Что в этой
истории правда?
(нападение могло быть в реальной
жизни)
- что неправдоподобного? (Мишка
ходил без головы)
-Как развивались события дальше?
(пришел Игорь)
-Что сказал ребятам Игорь?
-Что ответили ребята?
-Какое слово появилось для
обозначения того, что делают мальчики? (обманывать) человек - (обманщик)
- Как Игорь придумывает? ПРОЧИТАТЬ
с.102 «Сейчас…
- Какие слова использует автор?
(гм,кхм)
Отрывок о том, как Игорь поступил с
Ирой. С.103
--Как отнеслись к поступку ребята?
А вы как относитесь? (осуждаем).
- автор использует слово БРЕХУН.
Подберите синонимы: обманывает,
врет
- Что произошло, когда Игорь ушел?
(ребята купили мороженое)
- Кого встретили мальчики?
- Какое настроение было у Иры?
(Игорь наговорил на девочку)
-ПРОЧИТАЙТЕ, как мальчики утешали
Иру. С.104 «Ты не плачь…
- А как бы вы посочувствовали
девочке?
- Удалось ли мальчикам утешить Иру?
(Ира засмеялась)
- С кем из героев рассказа вы бы
хотели подружиться?
6. Закрепление
Выполняют задание на листочках
Организует и контролирует работу
детей
Работа в группах
1.Какие из словосочетаний
характерны для фантазеров, а какие – для врунов
Придумывать ради собственного удовольствия.
Хочет обмануть кого-то с выгодой
для себя.
Хочет сочинить интересную
историю.
Сочиняет истории для того, чтобы
получить какую-то пользу.
2.Поделите слова на 2 группы:
Фантазировать, обманывать,
выдумывать, сочинять, лгать, врать
3. К какому жанру можно отнести это
произведение?
Стихотворение
Сказка
Рассказ
Вывод: фантазеры сочиняют ради
собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие
люди.
Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа
7. Рефлексия
Подведем итог:
- Какую цель мы ставили в начале
урока?
(Говорить неправду и фантазировать
– это не одно и то же)
- Достигли мы этой цели?
- Почему рассказ называется
«Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
(Мишутка и Стасик – безобидные
выдумщики, Игорь- обманщик)
-Чему хотел научить вас Н.Носов
своим рассказом? В чем главная мысль?
(с человеком, который умеет
фантазировать, всегда интересно.
Фантазии безобидны, они приносят
радость и удовольствие.
Но когда человек придумывая,
обманывает – это нечестно.
-Вы сегодня хорошо работали на
уроке, а теперь скажите:
Кто, придя домой сможет объяснить
разницу между обманом и фантазией?
- Оцените свою работу. Какое у вас
настроение? Изменилось ли оно?