КГУ»Иванковская ОШ»
План
-конспект
открытого
урока
русского
языка
в
3 классе
по
теме
«Фразеологизмы
и крылатые выражения»
Кравчёнок Н.А.
учитель
начальных классов
2018-2019уч.г
Цели:
показать
богатство русского языка на примере фразеологических оборотов;
формировать
понятие “устойчивые обороты речи”;
развивать
интерес к русскому языку, слову;
формировать
речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
продолжить
работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной
эмоциональной среды.
Ход
урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!
- Здравствуйте, ребята уважаемые
коллеги! Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову,
будете слушать меня, держать ушки на макушке. Не будете бить баклуши,
навострите уши… Ой, о чём это я?!
Итак ,ребята, начинаем наше
занятие, зарубите себе на носу, сегодня
вам придётся работать засучив рукава ,а в случае временной неудачи не
падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Если вы не
будете витать в облаках и хлопать глазами, то нас с вами ждёт успех .
Чтобы узнать тему нашего урока, разгадайте
слово-анаграмму:
ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)
Мы порой не сообразим ,
Отчего так говорим,
Почему в ситуациях разных
Произносим нелепые фразы.
Иностранцы их вряд ли поймут,
Коль дословно переведут.
Но мы этим серьезно займемся
И, конечно, во всем разберемся
Девиз нашего занятия(дети читают с
доски хором)
Наш язык-язык секретов.
Сто вопросов –сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему.
II. Минута чистописания.Запись числа,кл.работа
Как воды в рот набрал. (записывает
один ученик на доске остальные в тетради,думаю ,что ты не ударишь в грязь лицом)
Как вы понимаете эти слова?О чём мы
будем говорить на уроке?
Дети-о словосочетаниях
-Устойчивых выражениях
-фразеологизмах
-Сегодня мы говорим о фразеологизмах
-это устойчивые словосочетания, а почему мы будем о них говорить, слов,которые нельзя разрывать.Смысл имеет
только всё выражение в целом.Значение фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях русского языка
В,П Жукова ,как вы думаете ,для чего эти словосочетания служат в речи?
Дети -чтобы пополнять словарный
запас
-речь была богаче и успешнее
Сегодня мы и будем с вами этим
заниматься. Какова цель нашего урока?
Дети-получить новые знания
-узнать что такое фразеологизм
Учитель- А самое главное научиться
их употреблять в речи, узнать что такое фразеологизмы,объяснять их
значение.(дети читают с доски цель урока)
III. Работа над темой урока.
1.
Вступление
в тему.(за партой размышления)
Работа классом: прочесть,найти в тексте и объяснить
значение фразеологизмов
Друг нас всех не замечает
О любимой он мечтает с её именем в устах
Он витает в облаках
Всех убеждает повсюду Вадим:
С марса пришелец общается с ним.
Только не верят Вадиму нигде-
Вилами писано всё на воде
(почти невозможно,маловероятно)
-Замолчи,Петрусь!-
Говорят.
Прикуси язык!-
Говорят
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
(промолчать,не говорить лишнего)
Бежали голову сломя
Из леса Стёпа с Федей.
Увидели средь бела дня
В малиннике медведя
А как вы думаете, почему в учебнике
русского языка за 3 класс часто встречаются эти устойчивые выражения? (Чтобы
обогатить наши знания, лучше познакомиться с нашей историей, показать
неразрывную связь языка с историей русского народа) Итак, вернёмся к
вопросу: Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?
(Фразеологические обороты не
создаются в момент говорения, а существуют давно устоявшимися в русском языке)
Например: С этой работой наш друг
сел в калошу, то есть попал в неудобное положение.
В таких оборотах невозможно заменить
одно слово другим. Например, сесть в туфель.
Капля в море, но не капля в океане
Кот наплакал, но не кошка.
Фразеологические обороты не
допускают также изменения порядка слов. Слова в устойчивых выражениях тесно
связаны между собой и расположены друг за другом в строго установленном порядке
Давайте представим, что в нашей речи
не было бы таких устойчивых оборотов. Какой была бы тогда наша речь? (Бедной,
невыразительной)
Выполнив несколько заданий, мы
проверим, правы ли мы были в своих предположениях.
Работа
с текстом (работа в парах –девиз работы в паре).
О каком человеке так говорят:
1. Он выйдет сухим из воды:
2. У него денег куры не клюют:
3. У него зимой снега не выпросишь:
4. Он водит всех за нос:
Итак
двигаемся дальше. Делаем вывод, что же такое фразеологизмы?
Чтение
правила стр25
2.
Запись
фразеологизмов в тетради под диктовку учителя
Тютелька в тютельку(точно),как сонная муха(медленно),кот
наплакал(мало).
Время дороже золота-почему мы так говорим о времени?
-Ребята,а каким прибором мы измеряем время?Какие
часы вы знаете?(солнечные,песочные,механические,цветочные,вовяные иогненные)
6. Отдыхательная пауза.
“Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно
дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой
изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
7. «Диограмма Кэррола»Русский народ придумал
фразеологизмы практически со всеми частями тела и органами человека.Распредели
фразеологизмы по диограмме.(работа классом)
IV. Итог урока. Карточка –тест «О
каком человеке так говорят?» (работа в паре)
Стратегия «Горячий стул»
Минутка
тишины-закрыли глаза и вспомнили фразеологические обороты,которые мы слышали на
уроке.Сосредоточились ,считаю до 5.Открываем глазки.а теперь внимание посмотрим
добились ли мы с вами нашей цели.Проводим фразеологический аукцион,я начинаю
фразеологический оборот,а вы продолжаете.
Метко — не в бровь, а в
глаз.
Неожиданно — как снег на
голову.
Тесно — яблоку негде
упасть.
Темно — хоть глаз выколи.
Опытный — стреляный
воробей.
Мокрый — ни одной ,сухой
нитки.
Молчать — держать язык за
зубами.
Хвалить — возносить до
небес.
Обманывать — водить вокруг
пальца.
Бить — намять бока.
Исчезать — рассеиваться
как дым.
Очень мало — с гулькин
нос.
– Что на уроке вызвало больше всего затруднений? Почему? Какие выводы делаем?
Рефлексия.Оцени свою
работу на уроке с помощью фразеологизмов.
Домашнее задание.стр25 правило упр №4