КГУ « Иванковская ОШ» |
«Всегда ли дружба важнее всего?» |
Классный час |
Смусенко О.С 2018-19г
|
Тема: «Всегда ли
дружба важнее всего?»
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ
Цели: формирование добрых отношений между детьми в классе,
развитие стремления быть терпимым в
обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание,
настойчивое стремление стать лучше,
успешнее в обучении, общении с людьми;
научить детей использовать знания закона жизни, что гораздо
важнее других знаний.
развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли
связно, последовательно, полным
предложением.
Задачи - воспитывать
доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли
связно, последовательно, полным предложением
Использованы
словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.
На определённых
этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические
разминки, тренинги по определению положительных качеств
характера, беседы, ролевое моделирование,
игры. Закончить занятие рефлексией.
воспитывать доброту,
отзывчивость.
Ход занятия:
Перед началом занятия, проходя в класс, дети берут по 2-3
фрагменту мозаики, представляющей собой 2 модели кораблей. Каждая разрезана на
8 частей .
Все разрезанные карточки перемешаны. Учащиеся по очереди
берут любые из них. Затем каждый
участник должен найти место своей карточке при общем
составлении мозаики корабля или парусника. Те ребята, которые вместе сложили
один парусник,- принадлежат одной команде. Такая форма группировки позволяет
комплектовать команды без обид, увлекательно, непринуждённо, на началах
справедливости,
что сразу придаёт соответствующий настрой всем
участникам.
песня «Если с другом вышел путь…
1.Создание эмоционального настроя.
Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь
сегодняшнему дню.
Непосредственно перед уроком мы снарядили 2 экипажа, членам
которого предстоит увлекательное путешествие, к концу которого они должны дать ответ на вопрос: всегда ли дружба важнее всего?
Я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше
сотрудничество будет успешным.
II. Пересказ притчи.
Итак, вы теперь команда, коллектив. А хороший коллектив –
это, прежде всего, дружный коллектив, в котором «один – за всех и все – за
одного».
- Кто-нибудь помнит притчу Л.Толстого «Отец и сыновья»?
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не
слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: - Сломайте! Сколько они ни
бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному
пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: - Так-то и вы:
если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да
все врозь - вас всякий легко погубит.
-Какой урок для себя
вы должны извлечь из этой притчи?
III. Беседа с выбором
ответа.
- Как вы понимаете, что такое дружба? Выберите из данных
определений то, которое вы больше
разделяете: (или идёт обсуждение в группах, отвечает спикер)
- идеальная форма общения;
- близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов;
откровенность, доверие, любовь.
Обычно дружат
люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное
понимание.
Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто
ты».
III. Установление
межпредметных связей.
Учитель. Значение однокоренных слов «друг» и «дружба» в
большинстве языков связаны с понятием
родства, товарищества и любви. Cтарославянское дроужьба означало «близость, товарищество,
общество».
IV. Составление схемы. (Работа на доске)
А что, по-вашему, лежит в основе дружбы? Учитель раздаёт
листы, в которых группы должны
расшифровать каждую букву слова «дружба». Затем,
руководствуясь ответами групп, заполняет схему у
доски:
Д –
доверие, доброта, долг, диалог
Р - радость,
развитие, решительность, риск
У –
уважение, урок
Ж – желание, жалость
Б – благородство, благодарность
А -
активность, азарт
Вывод: Чтобы рядом с
вами были настоящие друзья, вы должны и сами учиться овладевать всеми этими
качествами.
V. Беседа.
О дружбе размышляли
во все времена . О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и
писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например философ Сократ
говорил так: «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности».
Аристотель утверждал,
что дружба – это «самое необходимое на свете».
- Насколько вы ощущаете эту необходимость?
- Много ли друзей может быть у человека?
Считается, что друг
– это наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает
Аристотель, количество друзей имеет пределы. «Близкая дружба
– это дружба с немногими», «друг всем – ничей друг».
VI. Составление ассоциограммы со словом друг ( или подбор
синонимов)
Учащиеся называют по одному слову, ассоциирующемуся у них с
понятием «друг».
Друг, приятель, товарищ - понятия-синонимы, они близки по
смыслу, почти тождественны.
Приятель – близкий знакомый, с которым проводят свободное
время. Приятелей может быть много. Слово
товарищ первоначально означало «компаньон, участник совместных дел», поэтому
обычно так говорят о людях, связанных общностью деятельности, условиями жизни
VII - С кем можно
дружить?
Друг – это любимая
книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг – это мама,
которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это школьный
учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,
друг – это старый
плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет
плохо.
Дружить можно с девочкой, с взрослым человеком, дружить
могут государства, народы.
VI. Задание для экипажей «Продолжи пословицу».
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, … кто в беде
помогает.
Дерево держится корнями, … а человек - друзьями.
Нет друга - ищи, а нашел …
- береги.
Один в поле… не воин.
В тесноте, … да не в обиде.
Связанного веника не переломишь, а … по прутику весь веник
переломаешь.
VIII. Разбор
ситуаций. Работа с текстами в группах. (У каждого экипажа свой текст)
Для 1-го экипажа. Познакомьтесь с размышлениями о дружбе
современного писателя Феликса Кривина и попробуйте ответить на такие вопросы:
Для чего человеку нужен друг?
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы
встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая.
И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится,
другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для
игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не
пришлось нести на себе целый трамвай. Ф. Кривин
Для 2-го экипажа. В
чем смысл отрывка сонета В. Шекспира?
Настоящий друг везде
Верен - в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он
спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
Вопрос группе: чем вы руководствуетесь, выбирая друга?
IX. Проблемная
ситуация. Главное.
- Ребята, всегда ли дружба важнее всего? (Да, об этом
говорили ещё древние философы Сократ и
Аристотель). Вернуться к эпиграфам занятия.
- А как вы поступите,
если друг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный
поступок?
- Есть такая
пословица: «Скажешь правду – потеряешь друга». Всегда ли надо говорить правду
друг другу, даже если это кому-то неприятно?
(Да, поскольку дружба строится на доверии, а ложь здесь
недопустима). Друг - тот, кто заставляет
плакать, а враг - тот, кто смешит (персидская пословица).
-Что помогает, а что
мешает дружбе? Какие качества человека?
(Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество,
вежливость, чувство юмора
Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство,
эгоизм).
X. Вывод.
Т.е., дружба живое чувство, жизненное переживание, которое
включает в себя, прежде всего
потребность человека в другом человеке, дарящем
эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющем его
жизневосприятие.
- Согласны вы с этим?
Завершение игры.
Упражнение «Подарок».
Давайте сделаем друг другу подарок. По часовой стрелке надо сказать соседу слева несколько тёплых
слов. (Заканчивается тем, кто начал.)
Рефлексия.
Представьте, что вы стоите на распутье двух дорог. «Налево
пойдешь - дружбу найдешь. Направо
пойдешь - друга потеряешь».
Что и почему выберешь ты?
Можно подарить классу свод законов дружбы, который они
поместят в своём классном уголке
или сердечки, на которых напечатаны законы дружбы.
Всем спасибо!
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ (распечатать на сердечках)
1. Не обзывай и не
унижай своего друга.
2. Помогай другу в
беде.
3. Не обманывай
друга, будь с ним честен.
4. Не предавай
своего друга.
5. Умей признать
свои ошибки и помириться с другом.
Законы дружбы В.А. Сухомлинского:
- Не оставляй друга в
беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно
готовить себя к предательству.
- Дружба - это нравственное обогащение
человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально
чище, богаче, красивее.
- Дружба - это вера в человека и
требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть
требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе - значит иметь
мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
Беспринципность опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом
объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма,
учит презирать корыстолюбие.