КГУ»Иванковская ОШ»
Классный час
«Забота о младших»
учитель Шнайдер А.Г.
2018-2019уч.год
Разработка
классного часа для 4 класса
Цели и задачи
— развивать ответственность, желание
заботиться о младших, альтруизм.
Предварительная работа
Подготовка детьми инсценировки
рассказа В. Голявкина «Моя работа», составление рассказов о младших членах
семьи, подготовка развлечения для малышей (в командах).
Ход классного часа
Чтение и обсуждение рассказа
«Маленькая сестра» С. Аксакова
Учитель. Послушайте рассказ С. Аксакова «Маленькая сестра» и
подумайте, о ком мы сегодня будем говорить с вами на занятии.
Маленькую сестрицу мою я очень
любил. Мне постоянно хотелось ее видеть; мне все казалось, что ей холодно, что
она голодна. Я хотел ее одеть своим платьицем и кормить ее своим кушаньем. Я
забавлял ее разными игрушками и картинками.
Игрушки у нас были самые простые:
небольшие гладкие шарики или кусочки дерева. Мы называли их гурочками, я строил
из них клетки, а моя подруга любила их разрушать, махнув своей ручонкой...
Вопросы для обсуждения:
— Какое чувство вызывает у вас этот
рассказ?
— Есть ли у вас младшие братишки и
сестренки?
— Как вы к ним относитесь?
— Почему надо относиться к младшим
братишкам и сестренкам по-отечески?
Практическая работа «Мой брат, моя
сестра»
Учитель. Я вам предлагаю нарисовать портреты своих младших братишек
и сестренок и рассказать о них.
Дети выполняют задание.
Учитель. Чей рассказ вам особенно понравился? Почему?
Чтение и обсуждение рассказа Э. Шима
«Брат и младшая сестра»
Санька и его младшая сестричка Варя
идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядывает да
посмеивается:
— Что же ты, Саня... Маленькая Варя
больше тебя набрала!
— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей
нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу,
тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что же ты, Саня... — говорит
бабушка. — Маленькая Варя-то больше набрала.
В третий раз отправляются Саня и
Варя в лес. Малину собирать. И я с ними пошел.
И вдруг вижу, как Санька незаметно
для Вари подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и
подсыплет...
Идем обратно. У Вари ягод больше, у
Саньки меньше.
Встречает бабушка.
— Что же ты, Саня? Малина-то высоко
растет!
— Высоко, — соглашается Саня.
— Так тебе дотянуться легче, а Варя
опять больше набрала!
— Еще бы! — отвечает Санька. — Варя
у нас молодец, Варя у нас работница! За ней не угонишься!
Инсценирование и обсуждение рассказа
В. Голявкина «Моя работа»
Старший брат мастерил приемник. А
младший ходил вокруг и мешал.
— И я хочу работать, — просил он.
— Вот пристал, — сказал старший
брат. — На тебе молоток и гвозди.
Младший нашел кусок фанеры и
приступил к работе.
Тук-тук-тук — вся фанера в дырках.
Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальцах чуть-чуть не сделал дырку!
— Ну-ка, — сказал старший брат, —
дай сюда. — И прибил фанерку к приемнику.
— Вот и все, — сказал старший брат,
— готов приемник.
Младший вышел во двор и привел
ребят.
— Это я сделал. Моя работа!
— Весь приемник сделал?
— Не весь, конечно, но главную часть.
Без нее приемник бы не работал.
Старший брат снисходительно
улыбался.
Вопросы для обсуждения:
— Как повел себя старший брат во
время работы?
— Почему старший брат не стал
спорить с младшим?
— А вы как поступаете в таких
ситуациях?
Ребенок.(Жижикин Ярослав)
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!..
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
С. Погореловский
Работа в командах
Каждая команда показывает какое-то
развлечение для малышей. Это может быть, например, песенка-потешка:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому — не дала:
Ты дров не рубил,
Воды не носил,
Уходи со двора!
Это также может быть подвижная игра
(например «Прятки») или инсценировка сказки (например «Репки»),
Подведение итогов
Учитель. Послушайте одну историю.
Жили-были брат и сестра. Хоть они и
приходились друг другу близкими родственниками и жили в одном городе, но были
совершенно чужими людьми. У каждого была своя жизнь. Однажды встретились они на
лесной тропинке. Сестра равнодушно посмотрела на брата, тот — на нее, и оба
разошлись, как будто были незнакомы. Брат шел и ни о чем не думал, как вдруг
сзади блеснула молния, и грянул страшный гром — разразилась буря. У брата
внезапно защемило в груди, и он бросился в ту сторону, куда ушла сестра. Он
нашел ее, окруженную лесным пожаром. Огонь подбирался все ближе и ближе. Брат
бросился сквозь пламя, подхватил сестру и вынес ее из огненного круга. Сестра
была без сознания. Брат испугался, что она умрет, и впервые за много лет ему
стало одиноко. Но тут сестра открыла глаза и, заплакав, прижалась к брату.
Между ними не было больше стены непонимания, и в их домах навсегда поселился
мир, доброта и забота друг о друге. Каждый понял, что есть на земле человек,
жизнь которого дороже его собственной. Ведь только заботясь о чужом счастье, мы
находим и свое.
Я вам желаю, чтобы у вас с вашими
братишками и сестренками всегда был мир и взаимопонимание, ведь вы для них
самый близкий человек, пример для подражания.