Сценарий открытия декады истории
Ведущий: Богиня
истории Клио
Пришла к
нам на декадник.
Клио
Я пришла
к вам в первый раз
И хочу
сказать сейчас,
Буду
снова приходить-
Даты
станете учить.
Вы
начнёте разбираться
В том,
что было да прошло.
Ведущий: Человек
оставляет на земле множество свидетельств своей жизни и деятельности. Маленькая
бусинка, найденная в земле, пожелтевшие листы старой книги, старинное здание,
медная монета – всё это «следы» прошлого. Поэтому Клио – богине истории
понадобилась целая свита помощников, каждый из которых умеет «читать»
определённые следы. Самые главные помощники Клио – это исторические
источники, которые делятся на группы.
Ведущий: Письменные и вещественные
источники – изучают палеография,археология, архитектура.
Многое
могут нам поведать гербы, монеты и печати и помогают нам в
этом геральдика, нумизматика и сфрагистика.
Имена и
фамилии людей изучает антропонимика, а названия улиц и
городов - топонимика.
О
родословной нам расскажет генеалогия.
Об устных
источниках: преданиях, мифах, легендах, былинах нам
поведает мифология.
О том как
писали люди в древности расскажет ПАЛЕОГРА́ФИЯ.
ХРОНОЛОГИЯ
– поможет определить последовательность исторических событий
во времени
Развлекательно - познавательные презентации наук
Ведущие в
античных костюмах (богиня Клио и её свита) представляют вспомогательные
исторические дисциплины и проводят конкуры для учащихся.
1.
Антропонимика (от антропо... и греч. ónyma — имя), раздел ономастики, изучающий
собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён
Конкурс
«Что значит мое имя» - кто интереснее и точно расскажет о происхождении своего
имени
2.
ХРОНОЛОГИЯ - (от хроно … и …логия)
1)
последовательность исторических событий во времени…2) Наука об измерении
времени.
Астрономическая
хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и
устанавливает точное астрономическое время. Исторические хронологии -
вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летосчисления и
календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты
исторических событий и время создания исторических источников.
Конкурс
«По реке времени»
3.
ТОПОНИ́МИКА (от греч. τόπος место и ὄνομα — имя, название) — раздел
языкознания, занимающийся изучением географических названий (топонимов), их
происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и
изменением в процессе исторического развития. Термин
"Топонимика" служит также для обозначения совокупности географически
названий к.-л. края, района, города (Т. Сибири, Т. Москвы, Т. Санкт-Петербурга
и т. п.). В этом смысле используется и термин "топонимия".
Топонимика
- тесно связанная с историей, географией и этнографией, представляет богатейшую
историческую и лингвистическую информацию. По геогр. названиям можно установить
древние места обитания народов, направления прошлых миграций населения, судить
о контактах даже давно исчезнувших племен и народов. Данные Т. служат для
изучения характера материальной и социальной жизни наших предков.
"Топонимика — это язык земли, а земля есть книга, где история человечества
записана в географической номенклатуре", — так оценивал значение
географических названий.
Конкурс
на знание топонимики населенных пунктов России, Сибири и т.п.
4.
Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и
знамён, штандартов, вымпелов и прочих “флагоподобных” предметов. Она родственна
геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто
флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не
следует отождествлять гербы и флаги.
Гера́льдика
(гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) —
специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также
традиция и практика их использования. Строение, употребление и
правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.
Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный
герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни
геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный
геральдический язык, который при отсутствии фотографии и дороговизне цветных
рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на
гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность, в
последующем, воспроизводить его с достаточной точностью.
Задание:
1)
определить страны, 2) соотнести гербы и флаги.
Ведущий:Ребята мы
приглашаем вас принять активное участие в мероприятиях. Вас ожидают викторины,
игры, олимпиады, классные часы и брейн-ринг. А заключительным мероприятием
декады будет традиционный конкурс исторического костюма.