КЛ. ЧАС: «Мой
выбор»
Цель: дать учащимся представление о
профессиях, помочь разобраться в разнообразии профессий, повысить мотивацию к
учебе.
Задачи: расширение кругозора детей, формирование
положительной мотивации к саморазвитию; побуждение к участию в различных
кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.
Вводное слово учителя.
- Здравствуйте,
ребята! Я рада вас видеть всех вместе. Тему занятия вы поможете мне сами
определить.
- Дети, посмотрите на
слайд и скажите, что связывает эти четыре картинки? Увлечения человека.
В жизни каждого
человека есть увлечение. СПРОСИТЬ У ДЕТЕЙ.
- Люди рисуют, поют,
собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают
музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби.
Слово «хобби» пришло к
нам из английского языка и означает «увлечение».
Увлечение не приносит
ни денег, ни славы. Зачем оно людям?
- Это занятие для души. Оно помогает скрасить
трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки искусства, с
миром людей, помогает найти смысл жизни.
- Ребята, я расскажу
вам одну притчу.
Однажды молодой король
был страстно влюблен в одну девушку. Но красавица никак не соглашалась выйти за
него замуж. Она поставила юнше условие: если он овладеет какой-нибудь
профессией. Зачем королю профессия какого-то рабочего, он и так король. Захотел
- лучшие мастера сделают ему все, что он пожелает. Но девушка стояла на своем.
И пришлось королю выполнить ее условие, он пошел к ткачу и научился ткать
ковры. Они поженились и несколько лет жили счастливо. Но вот однажды, когда
король охотился, разбойники напали на его свиту, убили всех, и уже хотели убить
его самого, но король попросил разрешить ему соткать ковер, разбойники могли
продать ковер и выручить большие деньги. Так и решили. Король соткал большой
красивый ковер, достойный самой королевы. Один из разбойников отвез ковер во
дворец. Когда королева развернула ковер, то по орнаменту ковра, она прочитала
все, что случилось с ее мужем, и где прячутся разбойник. Она собрала воинов и освободила
короля. Так, ковер спас королю жизнь. Ковер ли?
Ответы учащихся.
Учитель подводит итог
и направляет на понятие « профессия »
В мире более 50 тысяч
профессий.
Загадки: «Отгадай
профессию по описанию?»
1.
К труженикам этой
профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах
пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не
придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования
предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они
вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
1.
Само слово прочно
закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово
обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском
языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии
изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции
планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления,
экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется
от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
1.
«Живописать»
растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель
этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля,
только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает
хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки
насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии,
их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или
хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые,
золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо
различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест.
(Цветовод)
1.
Люди этой профессии
первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и
о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина
шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше,
значит, человек бежит. (Криминалист)
1.
В настоящее время в
России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский
стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во
Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному
экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания.
Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять
самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его
воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о
своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный
способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка:
представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Игра "Закончить
предложения" на листочках
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
(Записали, зачитали).
- Вы написали всё
правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему
философов, экономистов, политиков. На слайде
1. Люди работают
ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения
собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия,
которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом
профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на
практике.
5. Однажды, на вопрос:
"Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье -
это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью
возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является
правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед
любым человеком.
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к
своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Давным-давно строился
большой собор. Троих рабочих, носивших строительный камень, спросили, чем они
занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие
мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни,
зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с
улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все
трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное
отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и
в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все
люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и
радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого
не случилось с вами, мы сегодня попробуем определить ваши профессиональные
склонности.
Практическое занятие.
Опросник
профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)
Методика направлена на
выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной
деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической,
планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в
применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от
большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Инструкция
Закончите
высказывание, выбрав один из вариантов «а», «б» или «в» - и обведя
соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а |
в |
б | |||
2 |
в |
а |
б |
|||
3 |
б |
а |
в |
|||
4 |
б |
в |
а | |||
5 |
в |
а |
б |
|||
6 |
б |
в |
А | |||
7 |
б |
в |
а |
|||
8 |
б |
а |
в | |||
9 |
б |
а |
в |
|||
10 |
в |
а |
б | |||
11 |
в |
б |
а |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в | |||
14 |
б |
б |
в |
|||
15 |
в |
а |
б |
|||
16 |
б |
в |
а | |||
17 |
б |
а |
в | |||
18 |
а |
в |
б |
|||
19 |
в |
а |
б | |||
20 |
в |
б |
а | |||
21 |
а |
в |
б |
|||
22 |
б |
а |
в |
|||
23 |
в |
а |
б | |||
24 |
а |
б |
в | |||
Всего |
1.Мне хотелось бы в
своей профессиональной деятельности:
А) общаться с самыми
разными людьми;
Б) что-нибудь делать
своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.;
В) снимать фильмы,
рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.
1.
В книге или кинофильме
меня больше всего привлекает:
А) художественная
форма, мастерство писателя или режиссера;
Б) сюжет, действие
героев;
В) информация, которая
может пригодиться в жизни.
1.
Меня обрадует
Нобелевская премия:
А) в области науки;
Б) за общественную
деятельность;
В) в области
искусства.
1.
Я скорее соглашусь
стать:
А) управляющим банка;
Б) главным инженером
на производстве;
В) начальником
экспедиции.
1.
Будущее людей
определяет:
А) достижение науки;
Б) развитие
производства;
В) взаимопонимание
среди людей.
1.
На месте директора
школы я прежде всего займусь:
А) благоустройством
школы (столовая, спортзал, компьютеры);
Б) созданием дружного,
сплоченного коллектива;
В) разработкой новых
технологий обучения.
1.
На технической
выставке меня больше всего привлечет:
А) внешний вид
экспонатов (цвет, форма);
Б) внутреннее
устройство экспонатов (механизм);
В) практическое
применение экспонатов.
1.
В людях я ценю прежде
всего:
А) мужество, смелость,
выносливость;
Б) дружелюбие,
чуткость, отзывчивость;
В) ответственность,
аккуратность.
1.
В свободное от работы
время я буду:
А) писать стихи или
музыку или рисовать;
Б) ставить различные
опыты;
В) тренироваться.
1.
В заграничных поездках
меня больше всего привлечет:
А) экстремальный
туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
Б) деловое общение;
В) возможность
знакомства с историей и культурой другой страны.
1.
Мне интереснее беседовать:
А) о машине нового
типа;
Б) о новой научной
теории;
В) о человеческих
взаимоотношениях.
1.
Если бы в моей школе
было всего три кружка, я бы выбрал:
А) технический;
Б) музыкальный;
В) спортивный.
1.
В школе больше
внимания следует уделять:
А) улучшению взаимопонимания
между учителями и учениками;
Б) поддержанию
здоровья учащихся, занятиям спортом;
В) укреплению
дисциплины.
1.
Я с большим интересом
смотрю:
А) научно-популярные
фильмы;
Б) программы о
культуре и спорте;
В) спортивные
программы.
1.
Мне было бы интереснее
работать:
А) с машинами,
механизмами;
Б) с объектами
природы;
В) с детьми или
сверстниками.
1.
Школа в первую очередь
должна:
А) давать знания и
умения;
Б) учить общению с
другими людьми;
В) обучать навыкам
работы.
1.
Каждый человек должен:
А) вести здоровый
образ жизни;
Б) иметь возможность
заниматься творчеством;
В) иметь удобные
бытовые условия.
1.
Для благополучия
общества в первую очередь необходима:
А) защита интересов и
прав граждан;
Б) забота о
материальном благополучии людей;
В) наука и технический
прогресс.
1.
Мне больше всего
нравятся уроки:
А) физкультуры;
Б) математики;
В) труда.
1.
Мне интереснее было
бы:
А) планировать
производство продукции;
Б) изготавливать
изделия;
В) заниматься сбытом
продукции.
1.
Я предпочитаю читать
статьи:
А) о выдающихся ученых
и их открытиях;
Б) о творчестве ученых
и музыкантов;
В) об интересных
изобретениях.
1.
Свободное время я
охотнее провожу:
А) делая что-то по
хозяйству;
Б) с книгой;
В) на выставках,
концертах и пр.
1.
Больший интерес у меня
вызовет сообщение:
А) о художественной
выставке;
Б) о ситуации на
фондовой бирже;
В) о научном открытии.
1.
Я предпочитаю
работать:
А) в помещении, где
много людей;
Б) в необычных
условиях;
В) в обычном кабинете.
Обработка и анализ
результатов:
После заполнения
бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок
бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко
выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов – средне
выраженная профессиональная склонность;
4-6 баллов – слабо
выраженная профессиональная склонность;
0-3 баллов –
профессиональная склонность не выражена.
В каждой из шести
колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду
деятельности:
1 - Склонность
к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым,
медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди,
успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить
общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.
2 - Склонность к
исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей
теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся
исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность,
независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило,
им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 - Склонность к
работе на производстве. Круг
этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж
приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и
механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и
использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы
предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений,
вниманию.
4 - Склонность к
эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной,
музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей
(музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и
независимость характера, стремление к совершенству.
5 - Склонность к
экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями,
экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой
в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке,
здоровью и морально-волевым качествам.
6 -Склонность к
планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер,
экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор,
переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник,
топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
- Необходимо узнать не
только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только
белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам.
Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже
медицинская помощь.
Выбирая профессию, ты
выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от
поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты,
постоянных перемен. Все это надо учитывать.
Командная игра: подобрать учебные предметы и профессию.
Учитель раздает
каждому список учебных предметов, ученики отбирают любимые предметы и смотрят
по списку на какие факультеты они смогут поступить, или наоборот если есть
мечта, то на какие предметы надо обратить особое внимание).
название факультета |
перечень предметов |
медицинский |
Русский химия биология |
естественных наук |
Русский химия биология география общество |
исторический |
Русский история общество |
иностранный |
Русский иностранный общество |
сервис |
Русский общество математика |
Физ. культуры и спорта |
Русский биология математика общество |
экономики и управления |
Русский математика химия |
юридический |
Русский общество |
социальный |
Русский общество история литература биология |
Задание. На доске список профессий, выпишите те,
которые вам ещё не знакомы. Постарайтесь узнать о них как можно больше. Об этих
профессиях мы поговорим в след. раз.
Список : матрос,
гринкипер, механик, палеонтолог, дантист, переводчик, пекарь, бухгалтер,
журналист, издатель, меченайзер, критик, овощевод, хирург, контролер ОТК,
оператор ЭВМ, нюхач, монтажник-высотник, агроном, фельдшер, геолог.
Заключение.
- «Когда человек не
знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет
попутным» Сенека
- Как вы понимаете
высказывание Сенеки ?
(Главная причина этого
кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам,
склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и
успех тогда, когда он по душе.)
- А закончить классный
час мне хотелось бы на поэтической ноте.
Тысячи тропок готовит
судьба,
Сотни загадок в запасе
хранит.
Какой она будет –
тропинка твоя
Это тебе доказать
предстоит.
Будешь ли ты водить
корабли,
Или секреты веков
узнавать,
Построишь ли мост от
Луны до Земли
Может, ты станешь
железо ковать.
Вырастешь клоуном –
самым смешным –
И улыбками мир
расцветет.
Клоуны тоже на свете
нужны –
Они отправляют наши
души в полет.
Выбрать какую тропинку
себе –
Не узнаешь, пока не
откроется дверь.
Человеком старайся
пройти по тропе
Поверь в свои силы, в
победу поверь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Закончи предложения
1. Люди работают ради…
2. Настоящий труд –
это…
3. При выборе
профессии люди часто не учитывают…
4. В любом
профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
Инструкция
Закончите
высказывание, выбрав
один из вариантов «а»,
«б» или «в»
и обведя
соответствующую букву
в бланке напротив
номера вопроса.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а |
в |
б | |||
2 |
в |
а |
б |
|||
3 |
б |
а |
в |
|||
4 |
б |
в |
а | |||
5 |
в |
а |
б |
|||
6 |
б |
в |
А | |||
7 |
б |
в |
а |
|||
8 |
б |
а |
в | |||
9 |
б |
а |
в |
|||
10 |
в |
а |
б | |||
11 |
в |
б |
а |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в | |||
14 |
б |
б |
в |
|||
15 |
в |
а |
б |
|||
16 |
б |
в |
а | |||
17 |
б |
а |
в | |||
18 |
а |
в |
б |
|||
19 |
в |
а |
б | |||
20 |
в |
б |
а | |||
21 |
а |
в |
б |
|||
22 |
б |
а |
в |
|||
23 |
в |
а |
б | |||
24 |
а |
б |
в | |||
Всего |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а |
в |
б | |||
2 |
в |
а |
б |
|||
3 |
б |
а |
в |
|||
4 |
б |
в |
а | |||
5 |
в |
а |
б |
|||
6 |
б |
в |
А | |||
7 |
б |
в |
а |
|||
8 |
б |
а |
в | |||
9 |
б |
а |
в |
|||
10 |
в |
а |
б | |||
11 |
в |
б |
а |
|||
12 |
а |
б |
в |
|||
13 |
а |
б |
в | |||
14 |
б |
б |
в |
|||
15 |
в |
а |
б |
|||
16 |
б |
в |
а | |||
17 |
б |
а |
в | |||
18 |
а |
в |
б |
|||
19 |
в |
а |
б | |||
20 |
в |
б |
а | |||
21 |
а |
в |
б |
|||
22 |
б |
а |
в |
|||
23 |
в |
а |
б | |||
24 |
а |
б |
в | |||
Всего |
Медицинский факультет |
|
Факультет естественных наук |
|
Исторический факультет |
|
Факультет иностранных языков |
|
Факультет Сервиса и туризма |
|
Факультет физ. культуры и спорта |
|
Факультет экономики и управления |
|
Юридический факультет |
|
Социальный факультет |
русский химия биология |
русский химия биология |
география общество математика |
русский история общество |
русский общество |
русский общество биология |
русский биология литература |
математика история общество |
русский математика химия |
русский общество |
русский иностранный |