Открытый урок
по самопознанию во 2 классе
учитель : Кравчёнок Н.А.
Тема: «Учимся уважать
себя и других»
Цель: формирование представления о необходимости уважения и самоуважения.
Задачи:
–раскрыть понятие «уважение»;
–развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
– воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, родным,
близким, друзьям, народным традициям;
Методы: словесный, практический, рассказ, беседа, объяснение.
Оборудование: цитата,
учебник, лепестки цветка, тетрадь.
Ход урока
Учитель: Начнем мы наш
урок необычно слова которые вы повторите за мной поднимут вам настроение и
самооценку. И кто как ни мы сами скажем
себе столько хорошего- Я бесконечно
доброе, Чертовски привлекательное ,Божественно красивое, Необычайно
работоспособное, Исключительно порядочное, Сказочно щедрое, Бесподобно
бесподобное, Супер активное, Фантастически скромное –ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!
Сегодня у нас в классе присутствуют гости. Давайте их поприветствуем аплодисментами.
Разминка «Правила уважения»
Услышав предложение ,которое характеризует
человека как уважительного ,говорите! Да!» если нет (запрещающий жест)»Нет»
-Если хочешь ответить
на вопрос учителя, подними руку
-Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
-Если нужно что-то спросить
,можно перебить разговор взрослых или сверстников
-Бегать, шуметь ,кричать можно только на игровых
площадках.
-В школе каждый
отвечает за себя, поэтому помогать друг
другу не надо.
-Необязательно
одеваться аккуратно.
-Никуда и никогда
нельзя опаздывать.
Определите тему урока.
О чем мы будем говорить на уроке ?
Минутка тишины. Прослушивание спокойной музыки. Учитель проводит беседу об
уважении: Проявлять уважение к людям – значит чтить их и соблюдать их права.
Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к
чужим вещам .Очень важно свои слова подкреплять делами .Поэтому судить человека
нужно по его делам. Лучший способ научить уважать людей – это задумываться о
том, какого отношения ты ждёшь к себе Вдумайтесь в слова уважение, самоуважение
.Как нужно поступать, чтобы тебя уважали?
УВАЖЕНИЕ
-доброжелательное отношение к человеку .Это когда ты готов ему оказать помощь
.Слово «уважать» образуется от слова «важный».Каждый человек важен на Земле.
Уважать –значит признавать и выражать эту важность любого человека.
В. Яшков:
Жить интересней уважая,
Всё то, что есть вокруг тебя.
Родных, друзей, весь белый свет
Ты уважать начни себя.
Далее учитель предлагает детям сказать, за что каждый из них уважает себя и за
что - рядом сидящих. Например: «Я уважаю себя за то, что никогда не грублю, а
Сашу за то, что он всегда помогает слабым, Катю за то, что она очень аккуратная».
Беседа «Кого мы уважаем и за что»
Учитель предлагает детям поговорить об уважении, о людях, которых они
уважают.
-Как проявляется уважение?
- За что можно уважать людей?
- Можно ли уважать себя? Почему?
- Кого и что вы уважаете?
Вывод: проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим – признак
воспитанности, культуры человека
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока:
«Человек уважение в собственных руках держит».
- Как вы поняли эту русскую пословицу?
- За что тебя уважают товарищи?
Размышляем над
ситуацией
Учитель предлагает разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе выдается
карточка с описанием ситуации. Надо определить, как бы поступил уважающий себя
и других человек.
Карточка 1.
У Сауле за стеной жила пожилая соседка. Она часто жаловалась, что Сауле играет
на пианино именно тогда, когда ей необходимо отдохнуть.
- Вот вредная, - говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А
для меня это самое удобное время
Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда ни возьмись, подбежал рослый
мальчик и вырвал ее портфель из рук. Хулиган забросил его на крышу беседки и
убежал. Рядом проходили два друга, Саша и Ярик...
Карточка 4.
Во 2 класс пришел новенький. Он был худенький, маленький, а на носу у него
висели большие очки. В них мальчик выглядел очень смешно. На перемене к нему
подошел забияка и силач Сашок и начал его дразнить...
Творческая работа.
Упражнение в группах
«Качества, достойные уважения»
Запишите на лепестках цветка те качества, которые вы уважаете».
Обобщение
«Учебная информация»
1.Человек уважает родителей, старших, братьев и сестёр, друзей, природу, самого
себя, а также законы и традиции своей страны.
2. Уважать себя – значит любить себя, не давать себя в обиду, вести себя
достойно, а также уважать других людей.
3. Человека уважают за ответственность, честность и справедливость, добрые,
смелые поступки, верность дружбе.
Каждый человек,
совершающий добрый поступок, приносящий пользу людям ,достоин уважения.
Беседа.
Учитель предлагает
детям подумать и закончить предложение о том, как можно
проявить свое уважение к родным и близким, друзьям и просто
окружающим их людям (словами, делами, поступками).
- « Я могу
проявить свое уважение…» (дети по кругу дополняют эту фразу).
Круг «От сердца к
сердцу»
Я могу быть маленьким
Могу быть большим
Могу быть худеньким,
А могу быть полненьким.
Но я такой, какой я есть,
И я уважаю окружающий мир
И хочу, чтобы мир уважал меня.
Последние строки произносят дети вместе с учителем
(раздаются памятки)
Домашнее задание
В течение недели
совершить как можно больше поступков и дел достойных уважения.
Напишите сочинение на
тему: «Какой он человек, которого я уважаю».