Внеклассное мероприятие «Математическая охота»
7 класс
Цели:
·
Способствовать
развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;
·
Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших
времен.Развивать логическое мышление учеников, умение применять свои знания в
нестандартной ситуации.
·
Формировать интерес к математике, любознательность и желание самостоятельно
пополнять свои знания.
·
Воспитывать
чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Задачи:
·
развивать
качества умение слушать другого человека; работать в группе; способности к
творческой работе над собой;способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и
здорового соперничества.
·
подготовка
вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;
·
разнообразить
деятельность учащихся во внеурочное время.
Оборудование:
1. Мультимедийное
оборудование (компьютер с проектором, экран);
2. Презентации
для оформления мероприятия;
3. Шарики
4. Мягкие
игрушки - лесные звери
5. Ящик
стилизованный под лес
6. Плакат
с эпиграфом
7. Газета
8. Счетные
палочки;
9. Жетоны
(шоколадки) для фиксирования результатов
10. Конверты
для капитанского конкурса
11. Карточки
с заданиями для конкурсов пантомимы и
капитанов
12. Картинки
ежика, кролика и медведя
Место
проведения мероприятия:
классная
комната.
Математика – наука,
Без неё нам не прожить.
Когда не можешь – это мука!
Когда не хочешь – это скука!
Спешите все!
Мы всех научим
Мозгами быстро шевелить!
1.
Сценка –
участвует 4 учащихся
Три девочки разговаривают, держа в руках
телефоны и косметику.
1 – ну сколько можно ее ждать, ты ей
звонила?
2-
звонила.
1 – и что сказала?
2 – математику сделает и выйдет
1 – уже два часа сидим, а время идет,
потусить не успеем, родители домой позовут
2 – математика – это серьёзно
1 – ну, конечно, если в голове пусто.
Вот я – другое дело, мне больше полчаса и не надо. Раз – два и все посчитала,
особенно задачи - как орешки щелкаю.
2 – помню я какие ответы у тебя
получаются…. Дед моложе внука на пять лет – вот это логика!
1 – это случайно вышло
3 – ну да? А расстояние от Земли до
Марса 250 метров! – оглянись – Марса не видно? Или в классе учились три мальчика и две с половиной девочки! – где ты о таком классе слышала?
1 – да не напоминай мне о математике! не
предмет, а скукотища! Зачем только время тратим, всё равно не пригодится.
3 – иногда и математика нужна.
Вчера решила подсчитать, сколько дней в
году мы учимся и оказалось, что всего 5
дней. Ходим, ходим в школу, а только 5
целых дней получилось.
2
- Зачем же мы 4 четверти ходим в школу, когда можно всего 5 целых дня отучится
и все. Гуляй, веселись. -Ты явно чего-то
напутала. Как это у тебя получилось?
3 - Все очень просто. Вот слушай:
В году 365 дней. Из них 52 – воскресенья, 10 других дней – праздники.
Получается: минус 62 дня.
Летние и зимние каникулы длятся не менее 100 дней.
Еще минус 100 дней. То есть уже выпадает 162 дня.
Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года,
То есть еще 182 дня отпадает.
Остается 20 дней. Но ведь занятия продолжаются не более четверти дня,
Поэтому еще 15 дней отпадает.
Остается всего-навсего 5 дней.
2 -
Да…, по-твоему, мы совсем не учимся. За это время многому ли можно
научится. Если бы все школьники учились 5 дней в году, то вот так они бы и
считали, как ты. У тебя с математикой
точно не лады!
1 – ну, наконец-то, появилась! И на
какую теперь тусовку успеваем?
4 – знаю одно место, не зря время
проведём!
2 - И что же мы делать – то будем?
4 – охотиться!
1 – на кого?
4 – на задачи! математическая охота?!
2.
Объяснение
правил игры.
Охота – самое древнее на земле занятие
человека, которое давало ему когда-то возможность выжить. Сегодня охота – это
хобби, вводящее в азарт, позволяющее оказаться в заповедных местах, забыть о
повседневной суете, добыть ценные охотничьи трофеи. Мы с вами сегодня отправимся
на математическую охоту. Представьте себе лес, его обитателей. Участники команд
добывают трофей в лесу, а мы все получаем - название следующего конкурса. Правильные
ответы команд в конкурсах фиксируются в виде бонусов - шоколадок. В конце игры
подсчитывается количество бонусов и объявляется победитель.Итак, имеется три
команды по 6 участников, в каждой команде есть капитан и счетчик для
фиксирования правильных ответов бонусами (шоколадками). Начинаем с первой
команды: игрок идет на охоту за трофеем и объявляет название конкурса.
Ø Решето(характер
дробовой осыпи)
Ø Дуплет
(капитанский конкурс)
Ø Исторический
блиц
Ø Калейдоскоп
Ø Своя игра
Ø Ребусы
3.
«Решето». Каждой
команде задается по 10 вопросов (одна ошибка прощается)
– отвечает один, но команда может
подсказывать.
Вопросы
1 команде
1. Сколько
подвигов совершил Геракл? /12/
2. Как
называется результат сложения?
/сумма/
3. Как
называется треугольник с равными сторонами? /равносторонний/
4. Произведение
чисел 7 и8 равно….. /56/
5. Хорда,
проходящая через центр окружности?
/диаметр/
6. Может
ли в треугольнике быть 2 тупых угла? /нет/
7. Петух,стоя
на одной ноге , весит 3кг.Сколько он весит,стоя на двух ногах? /3кг/
8. Сколько
минут в 1 часе?
/60мин./
9. Назовите
наименьшее двухзначное число.
/10/
10. Найдите
среднее арифметическое чисел 6 и 18 /12/
Вопросы
2 команде
1.
Что
на Руси раньше называли " ломаными числами"? /дроби/
2. Что
тяжелее:1кг ваты или 1кг железа?
/одинаково/
3. Как
называется треугольник, у которого две стороны равны? /равнобедренный/
4. Как
называется прибор для измерения углов? /транспортир/
5. Вычислите:
/миллион/
6. Назовите
наибольшее трехзначное число. /999/
7. Как
называется результат вычитания? /разность/
8. Чему
равна дробь,у которой числитель равен знаменателю? /единице/
9. Без
чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники?/без дроби/
10. Что
означает в переводе с греческого «геометрия»? /землемерие/
Вопросы
3 команде
1. Кто
был автором первого учебника геометрии?
/Евклид/
2. Сколько
концов у 3,5 палок? /8/
3. Найдите
среднее арифметическое чисел 9 и 17?
/13/
4. Разделите
63 и 7?
/9/
5. Как
называются стороны равнобедренного треугольника? /боковая, боковая, основание/
6. Какое
действие означает дробная черта? /деление/
7. Как
называется прибор для измерения отрезков? /линейка/
8. Чему
равна сумма смежных углов? /180
градусов/
9. Чему
равен модуль числа: -6?
/6/
10. Какое
число «разделяет» положительные и отрицательные числа? /0/
4.
«Дуплет»
– конкурс капитанов – для команд конкурс пантомим
Конкурс "Пантомима".
Каждая команда выбирает себе задание. За
постановку действия - 1 балл, за отгадывание - 1 балл.
Изобразите:
1.
Луч проходит между сторонами угла.
2.
На прямой одна из точек лежит между двумя другими.
3.
Центр окружности.
Капитаны
трех команд вытягивают карточку с рисунком животного (еж, кролик, медведь).
Решив, какой из домиков в лабиринте выбранного животного, капитан должен
выбрать дорогу в лабиринте и проводить животное
домой. Если дорога выбрана верно, и найден выход из лабиринта, то
участник получает – сюрприз – конверт с ребусом, который должен разгадать.Каждому
капитанувыдаются волшебные самопишущие
карандаши.
Около дома
Ежа растет в 4 раза больше деревьев, чем около дома Кролика, и на 2 дерева
больше, чем около берлоги медведя. Проводи хозяина к своему дому. Тебя ждёт
подарок!
линейка
циркуль
транспортир
5.
Исторический
блиц. Пятнадцать
вопросов в виде теста, связанные с историей математики и учеными –
математиками. Кто быстрее из команд ответит. Если ответ неправильный ход
переходит к другой команде.
Ответы
1)
Колумб 6) Гипатия Александрийская 11) Виет
2)
Галуа 7) Фалес
12) Россия
3)
Толстой 8) Пифагор 13)
Эратосфен
4)
Пифагор 9) Эратосфен 14)
Эвклид
5)
Декарт 10) Гаусс
15) Франция
6.
Математический
калейдоскоп. Различного рода задания: магический
квадрат, спички, головоломки в виде презентации. Кто быстрее из команд ответит.
Если ответ неправильный ход переходит к другой команде.
А это наши знаменитые волшебные
спички, которые могут осуществлять самые невероятные вещи (раздает из шкатулки спички каждому участнику мероприятия).
7.
«Своя игра».Двадцать пять
вопросов – презентация.
8.
Финальные стихи.
Итоги мероприятия
УченикВезде
математика: в шуме моторов,
В
вращении размеренном мощных турбин,
Она
в показаньях точных приборов,
В расчетах и планах, в работе машин,
Корабль с ней в море дорогу находит,
С
ней штурман по трассе ведет самолет,
Строитель плотину для ГЭС возводит
И
спутники свой совершают полет.
УченикИ пусть нагода
любимой всегда
Для вас математика будет!
Она
и серьёзна, она и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней играть и шутить,
Смеяться
и улыбаться.
9.
Дополнительно, при равном
счете.
1)
За
это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
2)
3апомнить
их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
3)
В
стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
4)
Как
муравьев в муравейнике... Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
5)
Решение
уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
6)
У
каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или
подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать ...” (Ответ)
7)
Под
ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
8)
Обычно
находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину.
(Площадь)
9)
С
богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая
таблица. (Умножение).
10) Его платят в
банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль
делится на ноль. (Процент).
11) Им все
кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный,
а бывает выпускной. (Экзамен)
12) Все ждешь, когда
же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе
...” (Урок)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА И САМОАНАЛИЗ
ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОХОТА»
Одной из
важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся
заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность
пополнять свой кругозор, успешно оперировать различным материалом и
нестандартно мыслить.
Однообразная
работа на уроках утомляет и снижает восприятие учебного материала. Организация
внеклассных мероприятий стимулирует поддержание высокого уровня познавательного
интереса к предмету, способствует его эффективному усвоению, даёт преподавателю
возможность оценить степень развития логического мышления.
Подобная форма организации учебного процесса
способствует активизации мыслительного процесса, что несёт большую воспитательную нагрузку: не
возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в
коллективе.
Как изжить скуку
на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике
стремление работать над собой, стремление к творчеству? Проблема формирования когнитивного интереса учащихся к
учению относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке
и практике.
Предлагаемая
математическая конкурс-викторина «Математическая охота» направлена на развитие
познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к
непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая
мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового
соперничества.
Использование
ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся.
Мероприятие
проходило в 7 классе КГУ « Иванковская
ОШ»
Целями игры были:
·
Способствовать
развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;
·
Показать учащимся развитие математической мысли с древнейших
времен.Развивать логическое мышление учеников, умение применять свои знания в нестандартной
ситуации.
·
Формировать интерес к математике, любознательность и желание самостоятельно
пополнять свои знания.
·
Воспитывать
чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Мероприятие
началось с инсценировки, подводящей к названию мероприятия – «Математическая
охота».
В игре
участвовали 3 команды по 6 человек. В каждой команде были капитан и счетчик для
фиксирования результатов.
Команды по очереди отправляются на охоту в импровизированный лес, где выбирают вместе
с трофеем конкурс.
Учитель
объявляет правила конкурса, за правильные ответы команды счетчики фиксируют
бонусы в виде шоколадки.
Шесть конкурсов,
названия которых оформлены в виде лепестков цветка на доске:
Ø Решето (характер
дробовой осыпи)
Ø Дуплет
(капитанский конкурс)
Ø Исторический
блиц
Ø Калейдоскоп
Ø Своя игра
Ø Ребусы
Разнообразие
заданий: и вычислительные,
и из истории математики, и на смекалку и т. д. поддерживало интерес детей на протяжении всего мероприятия.
Чувство ответственности каждого перед членами
своей команды было очень высоко, каждый старался, на сколько, мог. Все участники и зрители остались довольны. Всем очень понравился
дух состязания в умственных способностях.