«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Иванковка ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Иванковка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Урок русского языка "Род имен существительных" 3-й класс.

16.11.2017

1.          

ФИО: Молодцова

Т.Ю.

2.   

Класс:

3

3.   

Дата

15.11.2017 г.

4.   

Тема:

«Род имен существительных».

5.   

Тип

урока: урок «открытия» нового знания.

6.   

Методы:

словесные ,наглядные, практические.

7.   

Форма:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

8.   

Приёмы

– беседа, рассказ, ответ, тестирование, тренировочные упражнения; составление

алгоритма, обсуждение, диалог, описание и т. д.  

 



Урок русского языка

по теме: "Род имен

существительных"

3-й класс.



Цель: познакомить с категорией рода имен

существительных; учить определять род имен существительных.

Задачи:

-актуализировать знания об общем

грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос,

собст., нариц., одуш., неодуш.,число);

-развивать мыслительные операции:

внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;

-способствовать воспитанию коммуникативных

отношений: учитель - ученик, ученик-ученик; культуру письма.

 

I. Организационный

момент

1.Обращение к гостям.

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

Мы рады приветствовать вас в нашем классе,

Пусть в нашем классе всем будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам гостей сегодня встречать.

Начнем же урок, не будем зря время терять.

 

 Психологический настрой к уроку - Сейчас в природе

господствует поздняя осень. -

А чего не хватает сейчас всему живому на нашей планете? (солнышка) - Давайте сегодня на уроке мы

постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.Я

желаю вам удачи.

II. Актуализация знаний

 

Откроем тетрадь. Запишем число и классную

работу (проговариваем орфограммы)

Орфографическая минутка.

 

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с

разными заданиями.

-Возьмите карточку №1. Спросите у

учителя, что не понятно. Выполните задание.

Карточки для детей №1 (вставьте пропущенные буквы в словах,

подчеркните орфограммы) Слава, Яна

 

В..юга, з..ма, со..нце, вет..р, обл..ко,

м..ро(с,з).

 

Карточки для остальных детей №1(узнай слово по заданным признакам, напиши, выдели орфограммы).

 

- Синоним к словам "метель" и

"пурга"-...

- Антоним к слову "лето"-...

- Небесное раскалённое светило

шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты-...

- Загадка:

Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет -...

- Загадка:

Белая овечка

по небу гуляют.

 

- Холод,

стужа, при которой вода мерзнет, а градусник опускается ниже нуля-... 

 

- Ребята, я вывела

эти слова на доску, проверьте себя по образцу. Какие орфограммы вы встретили в

словах? Если вы написали слова без ошибок, нарисуйте на полях солнышко.

? - Что объединяет

все эти слова? (имена существительные). Заглянем в копилку наших знаний.

Работа в парах .

Возьмите карточку №2.

- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в

парах и в тесте отметьте верный ответ.





Карточка№2

Тест. 1. Что такое имя существительное?

·        

Часть слова.

·        

Член предложения.

·        

Часть речи.

2. Что

обозначает имя существительное?

·        

Признак предмета.

·        

Предмет, явления природы и др.

·        

Действие предмета.

3. На

какие вопросы отвечает имя существительное?

·        

Как? Откуда? Где?

·        

Кто? Что?

·        

Что делать? Что сделать?

4.

Каким членом предложения может быть существительное?

·        

Только подлежащим.

·        

Подлежащим и второстепенным членом предложения.

·        

Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5.

Выбери признаки имени существительного.

·        

Одушевлённое или неодушевлённое.

·        

Собственное или нарицательное.

·        

Изменяется по числам.

(Ответы детей выводятся

на доску). Оцените

себя так, если вы ответили на все вопросы без ошибок, нарисуйте на листочке

солнышко.



- Ребята,

как много мы уже знаем об этой части речи! Однако на доске остался один вопрос.

Ответ на этот вопрос будет являться темой нашего урока. Хотите пополнить нашу

копилку знаний? (да)

Физминутка

 

III. Проблемное объяснение нового знания

- А

поможет нам в этом ребус.

РАД - А+

О или  = РОД

- Ребята,

кто из вас может объяснить лексическое значение этого слова? (предположения детей)

- А если мы не знаем толкование слова, что

нам в этом поможет? (толковый

словарь)

- У меня в руках толковый словарь Ожегова, в

котором даётся следующее толкование:

Род:

1. Род-группа, коллектив людей связанных

кровным родством (семья, родня)

2.Вид деятельности (род занятий)

3. В грамматике: грамматическая категория

имён  существительных,

обозначающая отнесённость к какому- либо полу.

- Как вы думаете, на уроке русского языка

мы будем говорить о каком значении слова род?

- Кто из вас уже догадался, какая тема

сегодняшнего урока? (род имен

существительных)

- Что бы вы хотели узнать о роде

существительных? ( каким бывает род, как его определять).

- Это и будут цели нашего урока.

 

- Ребята, я сейчас расскажу вам сказку. Вы

же любите сказки? (да)

- Но так как мы на уроке русского языка,

она будет грамматическая. Вы её послушайте внимательно. Вам предстоит ответить

на первый, поставленный вами вопрос: какой род бывает у существительных?

 

-Какая же родня у имени существительного?

-Давным –давно имя существительное путало

род слов, т.к. они многие были похожи. Однажды оно издало указ «Кто узнает

секрет как их различать, тот будет награжден». Услышали про это муж с женой из

другого города. Муж взял эти слова (мороз и ветер) и сказал «Пусть эти будут мои».

Жена взяла эти слова себе (вьюга, зима) и сказала «Мои!». А все остальные слова

остались на середине - лишние.

- Как вы думаете, почему муж взял себе

именно такие слова? А жена выбрала эти? (предположения

детей, ситуация затруднения).

 

-А я вам открою маленький секрет. Им

помогли эти ключи. (Достаю ключи из коробочки)

 

- Как вы думаете, каким ключом

воспользовался муж? (он мой) Почему? (он мужчина)

-Муж говорит «К моим словам я обращаюсь

он, мой (мороз, ветер)»

- Каким ключом воспользовалась жена? (она

моя) Почему? (она женщина)

-Жена говорит « А я к своим обращаюсь так

- Она, моя (зима, вьюга)»

-Ребята, как назвать род слов мужа? жены?

-Как назвать род слов посередине?

-С какими словами обратимся к среднему

роду? (оно моё облако, солнце).

 

На письме название рода будем сокращать

так: м.р, ж.р, ср.р.

- Существительное поблагодарило за работу

мужа с женой, и с тех пор не путает род и говорит правильно.

- Вы внимательно слушали сказку, а значит

поняли:

- Так какие три рода есть у имени

существительного? (м.р, ж.р,

ср.р.)

- Как правильно его определить? (ключи -

помощники). С помощью слов - помощником, местоимений.

- Какие местоимения подходят к ж.р. сущ.?

(она, моя)

- Какие местоимения подходят к м.р. сущ.?

(он, мой)

- Какие местоимения подходят к с.р. сущ.?

(оно, моё)

 

IV. Первичное закрепление во внешней

речи.

1.- А я вам предлагаю наше открытие

подтвердить правилами в учебнике на стр. 111.

 

- Ребята, муж и жена смогли найти нужные

слова. Как думаете, а у нас получится? (да).

- А давайте докажем это, выполнив упр. 250 стр. 112 Прочитайте

задание. Что нужно сделать? ()

(Догадаться, какого рода имена

существительные)

 

2. Чтобы вы справились с этим заданием,

давайте составим алгоритм определения рода имени существительного.

 

Алгоритм

1. Читаю слово.

2. Подбираю к нему нужное местоимение.

3. Определяю род сущ.

4. Записываю слово в нужный столбик.

(работает 1 ребенок у доски)

- А кто может написать свои имена

существительные каждого рода? (доказывает).

Сделайте вывод, как вы определяли род имен

существительных( подбирали подходящее местоимение).

- Выделите в каждом столбике окончание.

Что заметили? (В ж.р. и м.р. окончания одинаковые).

 №249 (устно)

- Как думаете, можно по окончанию

определить род имени существительных? ( только в среднем роде).

 

 

 

V. Самостоятельная работа с

самопроверкой.

 

- Ребята , мы сейчас работали вместе с

проговариванием алгоритма.

- А

теперь возьмите карточки №3 на партах и выполните задание самостоятельно.

- Для этого ещё раз повторим алгоритм

определения рода имен сущ. (карточки разноуровневые).

 

Карточки №3 для всех детей (1 ученик - выписать сущ. ж.р., 2

ученик  - сущ. м.р, 3 ученик -сущ. с.р.)

По окончании проводится самопроверка по

образцу или взаимопроверка.

 

Ремень, дорога, варенье, пальто, собака,

сердце, земля, небо, дядя, гвоздь, дочь, конь.

 

1учеинк  

2ученик     3ученик

Дорога     ремень

     варенье

собака      гвоздь     

 пальто

земля      

 конь          сердце

дочь         дядя           небо

 

 (работа в парах - выделить маркером у солнышка те лучи со словами,

которые относятся к заданному роду  слово 

Солнце)

 

- Ребята, пока вы работали в карточках, у

Лены с Ромой и Толика с Алиной было другое задание (прикрепляю на доску). Им

надо было собрать солнышко с заданным родом имени сущ. (Есть ост. время

проверяют дети, если- нет, то входе работы проверила я , отметила правильность

выполнения, похвалила). Кто справился с заданием правильно, нарисуйте на полях

солнышко.

 

 

VI. Рефлексия. Итог.

Цель: самооценка результатов деятельности.

 

Сегодня вы искали и творили.

Знанья новые открыли.

Научились применять,

Давайте, будем повторять.

 

 

-Чему учились на уроке?

-Достигли ли цели?

 

Я

узнал…(что существительные имеют род.)

 

Просмотров: 418

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст