Час общения во 2 классе "Сделай мир добрее!"
Цель:
формирование нравственного качества личности – доброты.
Задачи:
Расширить у учащихся значение понятий
«добро» и «доброта»;
раскрыть нравственное содержание понятия
«доброты»;
познакомить с закономерностями
проявления «добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;•
показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты,
побудить их к этому;
дать нравственную оценку добрым
поступкам.
способствовать развитию объективного
отношения к повышению уровня самооценки;
воспитывать и развивать у детей чувство
товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: толковые словари, конверты с заданиями, таблички с
названиями поступков, мешочек с сердечками.
Предварительная подготовка:
Дети делятся на две группы и рассаживаются за два больших стола.
Ход мероприятия.
Учитель:
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
(О. Бундур )
Я желаю вам добра и думаю, что наше общение будет приятным и полезным.
А начнем мы его с задания.
У вас на столах конверты. Возьмите конверт №1. Вам необходимо составить фразу,
подходящую к вступительному стихотворению. Но будьте внимательны: не все слова
вам пригодятся.
(Сделай, мир, добрее!, солнце, цветок, дерево, небо, облака)
Какая фраза у вас получилась?
Ученики:
«Сделай мир добрее!»
Учитель:
Вы уже догадались, на какую тему мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы детей
Верно, мы будем говорить о добре, о добрых поступках.
Учитель:
Доброта... Добро... Что же это такое?
У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите, что значит слово
«добро» и «доброта»
ДОБРО - 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый
поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать
много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим
чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). («Толковый словарь русского
языка»)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим. (Словарь Ожегова)
Учитель:
Доброта – это очень важное, нужное качество, без которого человек не может называться
человеком.
С чем можно сравнить добро?
С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей,
другом, красотой, лаской, теплом, счастьем, весельем, жизнью, любовью,
праздником, радостью, смехом.
Это всё хорошее, красивое, всё положительное, полезное.
Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко )
Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь?
теплое, мягкое, нежное, приятное, пушистое.
Учитель:
А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русским
словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с
благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней
азбуке буква «Д» называлась «добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно. Это подтверждают народные
пословицы.
Ученики:
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- От добра добра не ищут.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Учитель.
Добро, доброта - понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто другое.
Как вы думаете, с чего начинается добро?
С доброго слова.
Учитель.
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Возьмите конверт №2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными словами».
Впишите на листик подходящее по смыслу слово.
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
Ученики зачитывают получившиеся фразы.
Учитель:
А вы часто употребляете добрые слова?
Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов,
которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно послушайте стихотворение.
Ученик:
Закон доброты
Подумайте сами, ребята,
случается так почему –
котенка один обижает,
другой лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,
с земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки
мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
Учитель:
Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или нет?
По добрым поступкам человека.
Учитель:
Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки?
Подумайте и запишите, какие добрые дела вы делали в классе, дома, на улице, в
транспорте, на природе.
Каждый ваш добрый поступок я буду класть в Мешочек доброты.
Дети записывают на сердечках свои добрые дела, зачитывают и кладут в мешочек.
Учитель:
Посмотрите, какой у нас полный мешочек получился, мы его оставим в классе и
будем продолжать наполнять нашими добрыми поступками.
Добрые поступки – это лекарство, спасение от всего дурного. Чем больше мы будем
делать добра, тем больше его будет в нас оставаться.
Добрые слова…Добрые поступки…. А добрый человек…
Что он такого делает, что мы его называем добрым?
ответы детей
Ученики:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
На клумбе цветок, его листья повисли.
Грустит он … о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём!
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись, домой:
- Да это, как в сказке, волшебник, ты мой!
Учитель:
Почему мама назвала мальчика «волшебником»?
Мальчик совершал хорошие поступки.
Учитель:
А в жизни бывает разное, посмотрите сценку определите добрые и плохие поступки.
Сценка.
Обсуждение.
Учитель:
Давайте продолжим копить добрые дела. К доске прикреплены таблички с добрыми и
плохими поступками. Вы подходите по очереди к доске и снимайте таблички с
обозначением плохих поступков до тех пор, пока на доске не останутся только
определения хороших поступков.
Брать без спросу чужие вещи.
Заботиться зимой о птицах.
После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
Не помогать взрослым.
Дёргать за хвост собак или кошек
Бросать камни в птиц.
Обижать тех, кто младше и слабее.
Не уступить место в автобусе.
Ломать ветки деревьев и кустов.
Помогать там, где нужна моя помощь;
Заботиться о близких;
Выручать друзей в беде;
Улыбаться тем, с кем общаешься;
Защищать тех, кто слабее.
Учитель:
Что бы вы еще хотели добавить к написанному на доске?
Ответы детей.
Наши добрые поступки помогут сделать мир добрее? Почему?
Ученик:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга -
С добром всегда светла душа.
Учитель:
Чтобы радость людям дарить, надо быть добрым. В каждом из нас есть
маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам
самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.
Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт
свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее
друг к другу.
вытяните ручки, как лучики, пошлите солнечные приветы маме, папе и всем близким
людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики
всем людям Земли: пусть они любят друг друга и берегут мир.
А теперь соединим ручки, создадим солнечный круг, подарим его друг другу.
Дарите всем по солнышку
Частичку света, доброты
Слова любви и нежности
Дарите людям как цветы.
(продолжают держаться за руки)
Делать добро очень приятно и радостно. Правда? Да! Молодцы!
Ученики читают по 2 строчки:
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель:
Спешите делать добро приветствием, сердечным словом поддержки, душевным поступком.
Пусть для вас и для всех окружающих мир станет добрым, мягким, живым и
пушистым.