КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема:
Язык
– мост дружбы.
Цель:
Ознакомить учащихся с тем, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет правона пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и
творчества. Воспитывать
любовь и уважение к родному языку и своей стране.
ХОД КЛАССНОГО
ЧАСА
Стратегия «Настроение».
Участники передают друг другу клубок ниток и делают друг другу комплименты.
Просмотр презентации посвященный ко Дню
Языков.
Указом Президента РК
Н.А.Назарбаева от 20.01.98г. 22 сентября был объявлен днем языков народов
РК.
Единство языков, культур – это мощь суверенной республики, монолит на котором
можно строить будущее. Современный молодой человек должен владеть несколькими
языками.
В республике проживают 130 национальностей. При этом каждая из них имеет
неповторимую духовную и материальную культуру, свою историю, традиции и
обычаи.
22 сентября - День языков
народов Республики Казахстан.
"Знать много языков –
значит иметь много ключей к одному замку.” (Ф.Вольтер)
Нашим государством оказывается
всесторонняя помощь в изучении родного языка представителями различных
национальностей, проживающих в Казахстане. В республике работают 178 воскресных
школ, в которых изучают 23 национальных языка. В свет выходят газеты на немецком,
корейском, уйгурском, украинском языках (не считая на русском и казахском). В
Северо-Казахстанской области осуществляется трансляция польского телевидения
"Полония”, в Южно-Казахстанской области – узбекского телевидения. В эфире
национального телеканала "Казахстан” и Казахского радио выходят программы
на корейском, уйгурском, немецком языке. В целом в республике издаются газеты и
журналы, выходят в эфир теле- и радиопередаче на 11 национальных языках, в том
числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, уйгурском,
турецком, дунганском, узбекском и др.
В республике существуют корейский, уйгурский,
немецкий театры, деятельность которых финансируется государственным бюджетом. В
сентябре государство отмечает неделю языков.
Участники смотрят презентацию
Диалог на разных языках.
Каждый язык красив,
интересен, своеобразен. Давайте каждый сидящий здесь поздоровается на своём
родном языке:
·
сәлеметсіз бе? –
по-казахски
·
здоровеньки булы –
по-украински.
·
гуд монин –
по-английски.
·
гутен таг –
по-немецки.
·
добер ден –
по-болгарски.
·
бонжур –
по-французски.
·
буэнос диас –
по-испански.
·
буна зиуа –
по-румынски.
Участники здороваются друг другом на своем
родном языке.
Стратегия «Мозговой штурм»
-Откуда берутся слова?
Кто-то удивится: "Как
откуда? Из головы!” Действительно, так. А ещё слова возникают вместе с новыми
предметами. Например, сделал человек стол. И пришлось придумать слово, которое
бы обозначало этот предмет. А можно перенять его у другого народа. Откуда
взялось существительное "лошадь”? До XII века Русь не знала такого
слова. Оно пришло к нам вместе с кочевниками: "алаша” – по-татарски
"конь”. Происхождение слова "тунеядец” ? "Туне”-
наречие, означающее: напрасно.
Даром. "Яд” – понимай как: еда,
едим. Одного ли происхождения русское слово "ладонь” и
украинское "долоня” Да, так как произошли от старославянского ”длань”.
Мы говорим, что дом сгорел дотла. Что такое тло? Тло – забытое слово, то же что и
основание. Диван – слово персидского происхождения,
означает "совещательный орган в султанской Турции, сбор чиновников”.
Хулиган. Мы все знаем, что
это значит. А вот кто скажет, откуда пришло это слово? Из Англии. Хулиган – имя субъекта, которого нельзя
назвать джентельменом. Что
значит – "баба Яга”? Ягать – значит кричать, ругаться. Так вот
почему мы боимся бабу Ягу! Среди дразнилок и обидных слов есть выражение "шут
гороховый”. Что сие значит? Как известно, в старину, каждый человек своим
ручным инструментом кормился. У кого это плуг, у кого копьё. А у шута –
скрипка, балалайка, дудочка или просто погремушка с горохом. Стало быть, это
шут самый дешёвый, копеечный. Погремушку мог изготовить каждый. Брали свежий
бычий пузырь, в него бросали несколько горошин, надували. Инструмент за
несколько дней высыхал, и тогда – только тряхни – загремит как боевой барабан.
участники
отвечают на вопрос
1. Викторина.
Вопрос
задается каждой команде, если не отвечают, ход переходит другой команде.
1.
Перечислите все, что входит в фонд государственных символов.(герб, флаг, гимн,
национальная валюта, границы, название государства).
2.
Қазақстанда 30 (отызыншы) тамызда қандай мейрам өткізіледі. (Конституция күні)
3.
Что значит слово «гимн»? (торжественная песня).
4.
Мемлекеттік елтаңбада не бейнеленген? (шаңырақ)
5.
Что символизирует парящий орел на флаге?(независимость, гордость, честь
свободолюбивого казахского народа)
6.
Қазақстан мемлекетінің тәуелсіздік күні қашан тойланады? (16 желтоқсан)
7.
Как называется речь одного человека?(монолог)
8.
Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению(синонимы)
9.
Что распологается вертикально на нашем флаге?(орнамент)
10.
Что символизирует солнце в центре флага и лучи солнца на гербе?(добро,
богатство, процветание народов Казахстана).
11.
«Абай жолы»роман – эпопеясының авторы кім? (М. Әуезов)
2
конкурс «Россыпь пословиц»
Найти
в россыпи пословиц народов Казахстана пары, сходные по смыслу.
1. Что предками посеяно – потомкам пожинать 1. Что посеешь, то и пожнёшь
2. Дорога к знаниям в колыбели начинается, в могиле кончается 2. Век живи, век
учись.
3. От одного слова да на век ссора 3. Слово не воробей, вылетит – не
поймаешь
4. Язык болтает, а голова отвечает 4. Язык мой- враг мой
5. Ты, гость, на забывай, что у тебя свой дом есть 5. Будьте как дома, но не
забывайте, что в гостях
6. У ножа, что потерять случиться, рукоять серебряною мниться 6. Имея не
храним, потерявши плачем
3
конкурс «Закончи пословицу»
Комканды
по очереди дополняют пословицы.
1. Где кто родиться, там и…. (пригодиться)
2.
Баласы әкесінің артынан... (келе жатыр). -Сын идет вслед за отцом.
3.
Не зная броду….. (не суйся в воду)
4.
Ағайын бірде араз,... (бірде тату) -Родичи и ссорятся, и мирятся, но никогда
не расходятся
5.
Береги платье с нову, а здоровье….(с молоду)
6.
Мал қонысын іздейді,... (Ер туысын іздейді) - Скотина ищет свой хлев, джигит –
свою родню.
7.
Сделал дело….. (гуляй смело)
8.
Әкені көріп ұл өсер, шешені... (көріп қыз өсер)- Cын
берет пример с отца, дочь - с матери.
9.
Любишь кататься, люби и …..(саночки возить)
10.
Күйеу жүз жылдық,... (құда мың жылдық) - Зять на сто лет, сват на тысячу лет.
11.
Делу время…..(а потехе час)
12.
Жақсы әйел жаман еркекті... (хан қылады) - Хорошая женщина плохого мужчину
сделает ханом.
13.
Не дал слово – крепись, а давши слово……(держись)
Құртақандай
торғай да,...( Өз ұясын қорғайды) - Маленький воробей и тот свое
гнездо оберегает.
14.
Старый друг лучше…..(новых двух)
15.
Жаман да болса ағамыз,... (Жақсыны қайдан табамыз) - Хоть
и дурной, да брат родной. Где возьмешь хорошего?
16.
Друг познаётся ……(в беде)
Игра «Пантомимы»
У первобытных людей не было
своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а
рисунками. Давайте попробуем с вами побывать в "шкуре” древнего человека.
Выполните следующие задания. Покажите послания:
· позвони
мне в шесть часов вечера,
· приходи
днём играть в компьютер,
· приглашаю
тебя в кино
Участники показывают послания жестами и звуками.
Рефлексия «Согласен. Не согласен.»
- Хочу
закончить наше мероприятие словами Эразма Роттердамского: "Язык – лучший посредник
для установления дружбы и согласия”. Чем больше языков вы выучите, тем больше
вы будете знать. Вы согласны с этими словами.
Участники если согласны поднимают правую руку,
если нет левую.