Использование
приемов технологии развития критического мышления при изучении темы «Что такое
профессиональные и диалектные слова
Тип урока Факультативное занятие в 5
классе.
Цели:
обучающие:
а)
повторить имеющие сведения у детей о разрядах лексики;
б) познакомить учащихся с новым разрядом лексики;
формирующие:
а) развивать умение находить и
употреблять профессиональные и диалектные слова;
б)
развивать навык лингвистического текста;
общепредметные:
а) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку,
интерес к языковым явлениям на
литературном материале;
б)
формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Задачи (шаги, с помощью которых
достигаются цели урока):
-
научить оперировать терминами лексики;
-
учить работать с различными словарями;
-
пополнить словарный запас учащихся.
Оборудование: таблица, карточка, компьютер, портрет В.И. Даля, Толковые
словари.
Ход урока:
I. Организационный момент
(0,5 мин.)
1. Приветствие, проверка готовности, отметка
отсутствующих.
2. Постановка целей урока. Сегодня мы с
вами повторим все изученные сведения по
лексике и познакомимся с новыми ее разрядами.
II.
а) Фронтальный опрос (1, 5 мин.)
- Изучению какой темы мы посвятили
прошлые уроки? (Слова-неологизмы).
- Какие же слова называются
НЕОЛОГИЗМАМИ?
- Приведите примеры НЕОЛОГИЗМОВ.
Итак, мы
повторили изученные разряды лексики.
Слова-синонимы, которые различаются | ||
значением |
значением и произношением |
значением и написанием |
в) Синтаксический разбор (2 мин.)
Вспомним
образец синтаксического разбора простого предложения.
В экспедиции ученые собрали богатую коллекцию цикад. (Повеств., невоскл., простое,
двусоставное, распростр.).
Какое слово не понятно? Работаем со словарем.
Цикада —
хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
г) Работа по карточке (2, 5мин.)
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
С.дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, 6еч..вка, находился в состоянии ш..ка.
III Психологическая подготовка к восприятию материала (2 мин.)
Прочтем два предложения и выясним, что в них
интересного с точки зрения лексики?
Художник Морозов часами просиживал за мольбертом.
Вот дед кричит: «Эй, друг, не ходи туда, там
няша!»
Итак, вам более понятно слово мольберт
и совсем не понятно няша. В первом случае мы имеем дело с
профессиональным словом, во втором – с диалектным, няша – болото.
Узнаем подробнее. Будем вести «Бортовой
журнал»
Что мне известно по данной теме? |
Что нового я узнал из текста? |
(Распечатка
на столе у каждого).
IV. Объяснение нового материала
1. В русском языке очень много слов, которыми пользуются все
русские слова (два, черный, внучка, лицо, дерево и др.)
2. Но немало и таких слов, которые употребляются только
специалистами, то есть людьми определенной специальности. Это профессиональные
(или специальные) слова.
3. Что такое бакштов,
кингстон, кнехты, лихтер, салинг, шкауфт? На этот вопрос могут ответить
только люди, хорошо знающие морское дело.
Медики без труда объяснят значение слов лизис, детрит, ганглий, финноз. Только биологам под силу
разобраться во фразе Биосинтез витамина В12, порфиринов и
флавинов проактиномицетами. Лингвист поймёт, о чём книга под названием
«Окказиональные слова и лексикография». А химик вам расскажет об
алкенилировании фенолов аллиловым спиртом и диолефинами в присутствии
катиообменной смолы.
4. Ни одна профессия не обходится без
таких специальных слов — профессионализмов.
Какие пометки вы
сделали? Каких знаков больше? Что ж, + и ? Какую цель ставим на урок?
Итак,
первое, с чем мы познакомились, — это
профессиональные слова.
Сделайте пометки в «бортовом журнале».
V. Закрепление (26 мин.)
а)
Осложненное списывание (3 мин.)
1. Прочитайте текст
сначала про себя, а затем вслух, вставляя вместо пропусков подходящие слова.
Докажите, что вы правы.
Мама Васи Любимова часто употребляет слова инъекция,
шприц, наркоз, ампутировать, реанимация. Она работает в ... . Отец Васи
..., его речь полна словами темпера, охра, холст, киноварь, подрамник. Бабушка
работает в ..., а потому часто использует слова шрифт, редактор, корректор,
форзац книги, переплёт. А в речи дедушки нередко мелькают слова алиби,
амнистия, судебный эксперт, истец, обжалование, потому что он много лет
работает ...
Запишите этот текст, вставляя
профессиональные слова.
Итак, что же такое профессионализмы? Вы должны понимать, что
профессиональные слова играют важную роль в русском языке.
Физминутка
(1 мин.)
Все области науки используют специальные
книжные слова, которыми обозначают научные понятия. Такие слова называются терминами. Для объяснения их значения
существуют особые словари: «Словарь лингвистических терминов», «Географический
словарь», «Логический словарь» и многие другие.
Изучая разные школьные предметы, вы тоже
используете в своей речи многие термины. Например, на уроках математики
употребляются термины сложение, делимое, ...
Итак, какими же
словами дополним предложение? (Делитель, множитель, вычитание). Запишите
предложение сами.
Сделайте пометки в «бортовом журнале».
Среди громадного количества русских слов,
которые употребляются повсюду, где
звучит русская речь, и общерусский
характер, оказывается немало и таких, которые известны и используются не
повсеместно, а лишь на или иной территории, в той или иной местности.
Такие слова языковеды называют местными или диалектными (от
слова диалект — говор).
В каждой местности можно найти десятки и
даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языки тысячи. Например,
в многотомном «Словаре русских народных говоров» объясняется более 150 тысяч
диалектных Точное же количество местных слов подсчитать просто возможно. Судите
сами: только на территории Псковской области
35 диалектных наименований курицы: выведуха, квохтуша, насидиха, рябуха,
чиплётница, клуша, cедунка,
шкваруха... Обыкновенную брюкву в разных городах России называют бакланка,
брюкла, буква, бухма, бушва, бот, грухва, землянуха, калива, калица, ландушка,
ланка, редька сладкая, синюха... Наречию недавно соответствуют
многочисленные местные слова: оногдысъ, оногда, он онодысъ, оногдышко,
оногдасъ, онолдысь, ономясь и многие другие.
Каких
знаков оказалось больше? Опять ? знак! Какие же слова называются диалектными?
Сделайте пометки в «бортовом журнале».
Попробуем закрепить то, с чем
познакомились.
г) Устная работа
(7 мин.)
В предложениях, которые я прочту вам,
найдите диалектные слова.
Воду надо было возить из согры.
Наскоро перекусив малосольным огурцом с хлебом, старик
отбил литовку, повжикал камешком по
жалу.
Кто принес сальца в тряпочке, кто пирожков, оставшихся со
дня, кто пивца-медовухи в туеске –
праздник случился нечаянно, хозяева не успели подготовиться.
Выехали на просеку, спустились в открытую логовину, стали подыматься в горы.
Во дворах на таганках
потеют семейные чугуны с похлебкой.
Закинет пимы на
полати, и все.
Зоя (жена) пошла в куть
за сковородником.
Предложения эти я
взяла из рассказов русского писателя В.М. Шукшина. Итак, объяснить значение
выписанных вами сразу вы не смогли. И это закономерно. Значение таких слов
можно найти в словаре замечательного ученого В.И. Даля, который еще в 19 веке
собрал по всей России, записал и дал толкование диалектным словам. Вот портрет
этого уникального человека. Свой труд он вложил в четыре тома, которые вы видите
перед собой.
Работа в
группах (6 мин.)
Откройте
словари и найдите значение непонятных нам слов.
Согра – влгд., арх., сиб., прм. арх. тайга, сиб. болотистая
равнина, с корчарником, ельником, вереском и ерником всякого рода; плохой
кривульный лесок, с можжевелом и вереском; заваленная дрязгом долина в бору;
ирк., том. лесистая возвышенность.
Литовка. сев. русская большая коса.
Туес сева., вост., сиб. бурак, бурачек, берестяная кубышка, с
тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней.
Логовина. зап. лощина, долина, не крутой раздол, балка, широкий
овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступами
Таган. татрс. круглый или долгий железный обруч на ножках, под
которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник.
Пимы. арх. прм, сиб. сапоги из оленьих камысов, шерстью наружу;
валенки, катанки (волынки), обшитые кожей или холстом.; орн. вязаная шерстяная
обувь, с подшитыми подошвами.
Куть юж. угол, закоулок, тупик; вершина или конец глухого
захода, заводи, мыса.
Итак, не зная
значения диалектного слова, вы легко установите его значение с помощью
уникального словаря В.И. Даля. Четыре тома этого издания – ценнейшие книги в
любой библиотеке.
д) Творческая работа (4 мин)
.
Подбирая однокоренные слова, объясните происхождение и значение диалектных
слов. Работаем у доски.
Образец записи:
опадь (осенняя листва) — падать, опадающий
Зеленя (озимь), молотяга (приспособление для молотьбы
гороха), курник (пирог с куриным мясом), порожник (без начинки), вышка
(чердак), певун (петух), утиральник (полотенце), крутень (метель, вьюга), ранок
(утро, первая половина дня), осённица
(ненастная погода).
Работа была не из легких, но вы справились, теперь знаете,
что иногда объяснить значение слов помогает
корень.
е) Работа по культуре
речи (4 мин.)
Прочитайте диалоги . сначала про себя, а потом попробуйте их
инсценировать.
Можно ли понять разговор двух людей, не
зная значений диалектных слов? Почему? Сделайте вывод.
1) — Что диешь?
— Солёными
огурцами кричу.
— Да
ты брусна. Они же худые... Что? Забруснявел?
2) — Где Люба?
— По
батожья ушла.
— По
что?
— Ну,
по столбцы.
— По
что?
— Ну,
по петушки.
— По
что? По что?
— По
стебени.
— Не
понимаю вас.
— Ах,
батюшка, какой ты бестолковый...
Для справок:
худой — плохой, дйетъ — делать, брусна — обманщик, кричать
— торговать, забрусняветь — покраснеть, батожья, столбцы,
петушки, стебени — щавель.
Слова для справок вы внимательно прочитали. А теперь прочтем
текст, употребив литературные варианты.
1). – Что делаешь?
– Солеными огурцами
торгую.
– Да ты обманываешь.
Они же плохие. Что? Покраснел?
2). – Где Люба?
– По щавель ушла.
А дальше диалог имеет смысл продолжать? Почему нет? Верно,
батожья, столбцы, петушки, стебни – это щавель.
Итак, что нужно делать, чтобы понять смысл таких диалогов?
Верно, обратиться к словарям или хорошо знать речь данной местности.
VI. Итоги урока (2 мин.)
- Итак,
с какими словами познакомились? (С профессиональными и диалектными).
Проанализируем ваши «бортовые журналы». Какая графа больше? Как вы думаете,
почему?
А теперь заполним устно таблицу (слайд):
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
|
|
|
|
|