Урок по теме
"Закон Ома для участка цепи". 8-й класс
Цели
урока
Ход урока
I.
Организационный момент.
Здравствуйте
Ребята! Сегодня мы познакомимся с
Законом Ома .Как сказал Немецкий ученый – философ И. : “Все наше знание
начинается с опыта”.
Цель урока –
установить зависимость между силой тока, напряжением, сопротивлением, сформулировать
закон Ома для участка цепи.
II.
Фронтальная работа.
3
учащихся опрос по параграфу
– Назовите
три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой
электрической цепи.
(Cила
тока, напряжение, сопротивление.)
– Что
называется электрическим током?
(Упорядоченное
движение заряженных частиц.)
– Назовите
основную единицу измерения силы тока?
(Ампер.)
– Каким
прибором измеряют силу тока в цепи?
(Амперметр.)
– Что
называют напряжением?
(Напряжение
– это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)
– Назовите
основную единицу измерения напряжения?
(Вольт.)
– Каким
прибором измеряют напряжение?
(Вольтметр.)
– Что
называют сопротивлением?
(Сопротивление
– это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)
Видео урок
Объяснение закона и формул
Учитель: Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном
сопротивлении этого участка?
Ученик: Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если
при этом сопротивление проводника не меняется.
Учитель: Какие приборы были вами использованы для установления этой
закономерности?
Ученик: Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода,
ключ.
Учитель: Какой график вы получили, исходя из эксперимента, и как он называется?
Ученик: Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и
напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ
(вольт – амперная характеристика) проводника.
Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
Ученик: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при
постоянном сопротивлении.
(Запись на доске и в тетрадях. ЕслиR
= const, I~ U).
Учитель: А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления
проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Учитель: Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов
и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В:
R, Ом |
10 |
5 |
3 |
1 |
I, А |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
2 |
(Учитель демонстрирует опыт, при этом
необходимо показания вольтметра поддерживать постоянными, заполняет таблицу,
лучше начинать при R = 10 Ом, U = 3В).
Учитель: Что вы наблюдали?
Ученик: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.
Учитель: Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой
тока и сопротивлением.
Учитель: Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно
пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах
проводника.
(Учитель записывает на доске.При U = const, I ~
).
Учитель: Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким
физиком Георгом Омом.
Учитель: Обобщим два эти вывода и запишем итоговую формулу:
(Записываем данную формулу в
тетрадях).
Учитель: Такая запись носит название:
“Закон
Ома для участка цепи”.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо
пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна
его сопротивлению”.
(Повторить несколько раз).
(Запись учениками формулировки закона
в тетрадях),
контроль
результатов первичного закрепления (Тест)
1 – вариант |
2 - вариант | ||
1. |
Какой формулой выражается закон Ома для участка цепи? А) U=A/Q Б) Р= U/J В) J=U/R Г) J=Q/t |
1. |
Сила тока, проходящая через нить 2 А, напряжение лампы 10 В. Каково электрическое сопротивление нити лампы? А) 2 Ом Б) 1,8 Ом В) 5 Ом Г) 20 Ом |
2 |
Cила тока, проходящая через нить лампы 0,5А, напряжение лампы 6 В. Какое электрическое сопротивление нити лампы? А) 12 Ом Б) 1,8 Ом В) 0,5 Ом Г) 20 Ом |
2. |
Какой формулой выражается сопротивление участка цепи? А) U=A/Q Б) Р= U/J В) R=U/J Г)R=J /U |
3. |
Вычислите силу тока спирали электрической плитки, включенной в сеть напряжением 220 В, если сопротивление спирали 55 Ом? А) 0,4 А Б) 4 А В) 0,25 А Г) 121 А |
3. |
Вычислите силу тока спирали электрической плитки, включенной в сеть напряжением 110 В, если сопротивление спирали 55 Ом? А) 0,4 А Б) 2 А В) 0,25 А Г) 0,5 А |
физический
тренажер
Физические величины |
формула |
единица |
Сила тока |
І =
|
А |
Напряжение |
U =
|
В |
Сопротивление |
R =u|i |
Ом |
Историческая
справка.
Георг Симон
Ом родился 16 марта 1789 года, в семье ремесленника-слесаря.
Окончив
гимназию, Ом поступил в университет, но скоро бросил учебу и стал школьным
учителем математики, занимаясь в промежутках между уроками гальваническими
опытами.
В 1827 году
в своей крохотной лаборатории в Кельне Ом соорудил установку, которая помогла
ему прийти к выводу, что электрический ток ведет себя точно так же, как водный
поток в наклонном русле: чем больше перепад уровней и свободнее путь, тем поток
сильнее. Так же и с током: чем больше электровозбудительная сила батареи и
меньше сопротивление току на его пути, тем сила тока больше. Местные физики
очень благосклонно отнеслись к результатам работ Ома. Но ни в одной другой
стране они известны не были. Профессор прикладной физики Парижской школы
искусств и ремесел Клад СервеПулье в октябре 1831 года сообщил Парижской академии,
что открыл количественное соотношение между “электровоздубительной силой”,
током и сопротивлением. При этом он ни, словом не упомянул имени Ома. Но затем
вынужден был признать, что читал сочинения Георга Ома.
Сам же
первооткрыватель закона продолжал оставаться скромным учителем. Лишь в 1833
году он получает место профессора физики в Политехнической школе г. Нюрнберга.
В 1849 году, когда Ому уже исполнилось шестьдесят два года, его пригласили,
наконец, в Мюнхенский университет на должность эксординарного профессора. И
лишь за два года до смерти произвели в ординарные профессоры.
Ом был всю
жизнь великим тружеником. Через двадцать семь лет после смерти Ома его именем
назвали общепринятую единицу сопротивления. Тогда в Мюнхене “дорогому
соотечественнику” воздвигли памятник.
V. Устная
работа.
Вычислить,
применив закон Ома
1.
U=
20В, R = 10 Ом, I = ?
2.
I
= 10 А, R = 5 Ом, U = ?
3.
I
= 5 А, U= 15 В, R = ?
4.
Напряжение
в сети 220В, а сопротивление спирали электрической лампы 440 Ом. Найдите силу
тока в электрической лампе.
VI.
Решение вычислительных задач по вариантам.
Решить
задачи
I в. |
II в. |
III в. |
IV в. |
U= 220 В |
I = 30 А |
U = 3,5 В |
U= 220 В |
R = 50 Ом |
R = 0,25 Ом |
I = 0,28 А |
R = 48,4 Ом |
I = ? А |
U= ? В |
R = ? Ом |
I = ? А. |
Задачи по
учебнику
VII.
Подведение итогов.
Каждый подводит итоги своей работы.
Выставляются
оценки.
Подводятся
итоги урока.
1.
Рефлексия
А теперь
продолжите фразу:
Сегодня на
уроке я
Ø Узнал…
Ø Научился…
Ø Теперь я могу…
Ø Знания, полученные сегодня мне
пригодятся…….
«Живёт природа
по своим законам
Мы изучаем
их, стремясь понять,
И очень
важно знать и понимать основы
Чтоб эти
знания в жизни применять»
VIII.
Домашнее задание. § 40