«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Иванковка ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Иванковка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"В стране изученных наречий"- урок русского языка в 7 кл

19.01.2017

Тема урока:  « В

стране изученных  наречий»                                                                                 

ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

·       

обобщение и

расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с

изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

·       

воспитание любви

к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков

контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и

сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

·       

совершенствовать

учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

·       

развитие умения

логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения

аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи,

развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность,

умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

 

Ход урока.

1.    

Организационный

этап..

2.    

Подготовка

учащихся к работе по теме урока ( оцеливание, озадачивание).

Слово

учителя : Мы с вами сегодня отправимся на поиски  приключений, как любители русского языка, как

люди , изучившие сложную и интересную проблему – наречие. Наше путешествие  будет происходить в Стране изученных наречий.

Мне

бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно

К

какой части речи относятся эти слова?

Сегодня

мы будем заниматься повторением наречий и их правописанием.

 

Работа

с эпиграфом.

                                                    Нет

слова, которое было бы так

                                                    замашисто,

бойко, так вырвалось бы

                                                    из-под  самого сердца, так бы кипело

                                                    и

животрепетало, как метко

                                                    сказанное

русское слово.

                                                             Н.В.

Гоголь

 

- Каким вы представляете себе

человека, сказавшего так о русском слове?

(  Чуткий, внимательный к слову, искренне

любящий русский язык, а значит, и свой народ.)

- Какое оно, русское слово? (

Замашисто , бойко, метко сказанное.)

-Определите, к какой части

речи относятся эти слова.( Первые два-краткие прилагательные, метко-наречие)

-Страна наречий очень

большая, мы сделаем остановку только на некоторых станциях.

 

1. Станция «Историческая».

 

–      

Ребята, а вы

никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь

известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют,

имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на

место других имен. А наречия?

1)Проверка индивидуального домашнего задания.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

 Выступление ученика в роли

Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода.

Обратите внимание на величавый корень -речь-.

Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением

«говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие         

(показывает рисунок)

 

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится

«наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти

всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным,

а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю

ему четкость.

Хотя я родился позже других

частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу

обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда

уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю

своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю

обстоятельством.

2)- В семье слов родилось Наречие. Определите, что общего у него с предками?

     1.Существительное. Общее- основы многих

слов.2.Прилагательное.Общее-значение признака.3.Глагол. Общее-желание объяснить

более подробно смысл действия.

 

Индивидуальное домашнее

задание – из истории слов. (работа с этимол словарём)

-

Как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги?

Ответ Авось

– наречие – «может быть»

(от него произошло существительное авоська).

Исконно русское авоська – плетеная

или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы,

которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении

отмечается с 50-х годов XX века.

 Наречие навзничь

обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом

вниз». Тот же корень -ник-,

-нич- и в глаголе никнуть –

«склоняться вниз». Приставка вз- в

слове навзничь близка по значению к

наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх». 

Дотла - слияние предлога до с формой

р.п.ед.ч. тло - почва, пол.

В

древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок,

осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного

числа с предлогом  в  образовалось  наречие 

вдребезги.

Вывод учителя:

Наречия

возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно

забытого слова, показывают, что в языке происходят процессы отмирания слов и

рождения других.

 

2.Станция "Блиц-

опрос".

 

-Что называется наречием? (обозначает

признак действия и признак признака)

-На какие вопросы отвечает наречие? (где?куда?откуда?почему?зачем?как?)

-К каким частям речи могут

присоединяться наречия?  (глаголы, причастия, деепричастия)

-С какими частями ещё могут

сочетаться?  (сущ, прил и другими

наречиями )

-Каким членом предложения может быть наречие?

-С помощью каких способов образуются наречия?( приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный, сложение слов)

сухой – досуха, быстрый –

быстро, хорошо – нехорошо еле-еле;

(Запись примеров в рабочий лист).

 

3.Станция Морфологическая.

-Какие морфологические признаки есть у наречия?

Ответ: Главный

постоянный  морфологический признак -

неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению -делятся на смысловые группы

и степени сравнения.

-На какие разряды по значению делятся наречия ?

Ответ: Выделяют два разряда

наречий по значению -определительные

и обстоятельственные.

Определительные наречия

обозначают качество, количество, способ

совершения (очень, пешком), меру и степень (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия

обозначают:

--- образа действия (как? каким

образом?) быстро, легко

— места (где? куда? откуда?):

справа, там, наверху;

— времени (когда? как долго?):

вчера, тогда, весной, когда;

— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

                                            

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два

разряда местоимений — знаменательные и местоименные

Знаменательные наречия

называют признаки действий или других признаков, местоименные — указывают

на них, ср.: справа — где,

налево — куда, сдуру — почему, назло — затем, вчера — тогда.

Местоименные наречия как и

местоимения делятся на группы: например: там,

туда, тогда — указательные,

где, куда, зачем — вопросительно-относительные, везде, всюду — определительные ,неопределенные кое-где, куда-либо откуда-то, отрицательные нигде, негде, никуда, некуда и т. д.

 

1)Задание. Определите, к

какой смысловой группе относятся наречия. Объясните ответ.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком –

образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и

степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас –

времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

2)-Какие наречия имеют

степени сравнения?

Ответ: Хотя наречия – неизменяемые слова, но одно исключение есть.

Наречия образа действия на о (как и качественные прилагательные, от которых эти

наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

(Показать рисунок)

-Как образуется

сравнительная степень наречий?

Ответ: Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной

степени: простую и составную.

Простая форма образуется с

помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро –

быстрее (быстрей);

-е: кричать громко – громче;

-ше: просыпаться рано –

раньше.

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания

начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее)

громко.

-Как образуется превосходная степень?

-Почему у мальчика на втором

плоту только один шарик?

Ответ: Превосходная степень

наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова

всех, всего:

(бывает и простая, но редко,

например: нижайше)

 

Задание. Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «ввысь» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым – бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

 

Задание:

Выпишите 3 наречия и образуйте от них все степени сравнения.

 

(Светло

– светлее, более светло,  светлее все.

Ароматно

– ароматнее, более ароматно, ароматнее всех.

Красиво

– красивее, более красиво, красивее всех.)

 

-Чем наречия в сравнительной степени отличаются от прилагательных в

сравнительной степени?

Ответ: Наречия относятся к

глаголу и отвечают на вопрос как? и является 

обстоятельством, а прилагательное относится к существительному и

отвечают на вопрос каково? И является сказуемым.

Задание -В каких

предложениях встречаются наречия в сравнительной степени?

1) Всех веселее звучал голосок Катеньки.

2) На

снимке лицо Бориса веселее.

3)

Сегодня ансамбль пел веселее и громче

4)

Всегда труднее сказать правду о себе

самом.

5)

Эта задача труднее предыдущих.

6) Труднее всех приходится тем, кто

осваивает новые маршруты.

7)

Звонок звенел все громче и настойчивее.

4. Станция «Орфографическая».

-При изучении наречий мы познакомились с

рядом орфограмм, объясняющих их написание. Вспомнить эти орфограммы нам поможет

таблица с опорными записями.

–Расскажите о правописании наречий.

( На доске вывешена таблица с опорными записями. Ученики формулируют

орфограммы).


        Правописание наречий.

 1.       

Не

            с наречиями на о – е

            слитно раздельно

            невзрачно (не употр. без не)

не серьёзно, а беспечно

           

говорил немногословно (кратко)

2.       

Не и ни в отрицательных наречиях

           Ни (без удар.) не (под удар.)

никогда - некогда

3.        о – е на конце наречий после

шипящих

          

горячо (под удар.) певуче (без удар.)  

ещё (искл).

4.        н – нн в наречиях на о –е

               торжественно ( торжественный)

          

интересно ( интересный)

5.        о - а на конце наречий.

               О       А

          

   В        Из

          

  На      До

         

   За       С

 

6.       Дефис в наречиях:

            По -новому  по-зимнему по-немецки          

            В третьих во-первых                                 

            когда-то как-нибудь где-либо                   

            Еле-еле

 7        Буква ь на конце наречий.

          

Вскачь, наотмашь ( нареч.)

           Уж, замуж, невтерпёж (искл.)

 

Задание. Найдите

среди фразеологизмов и пословиц примеры на данные в таблицах виды орфограмм.

Объясните написание наречий.

Не с наречиями на о-е

 

Н - нн в наречиях на о-е

 

Приставки не-ни в

отрицательных  наречиях

 

о–е на конце наречий после

шипящих

 

о - а на конце наречий.

 

Дефис в наречиях

 

Буква ь на конце наречий.

 

 

Наречия

во фразеологизмах и в пословицах

1.     Радости забываются, а печали никогда.

2.     Для дорогого гостя и ворота настежь.

3.     Досыта не накормим, а с

голоду не уморим.

4.     Яблоко от яблони недалеко

падает.

5.     Еле-еле душа в теле.

6.     Нашему Ивану нигде

нет талану.

7.     Есть еще порох

в пороховницах.

8.     Ум – одежда, которая никогда не износится.

9.     С трудовыми руками нигде не пропадешь

10. Неладно скроен, да крепко сшит

11. Сначала запряги, а потом и понукай.

12. Врет сплошь,

а переврать не умеет.

13. Каша приестся, а хлеб никогда.

14. Много грому по-пустому.

15. Все хорошо, что хорошо

кончается.

16. Без соли невкусно,

а без хлеба несытно.

17. Хоть на час, но вскачь.

18. Старые башмаки никогда

не жмут

19. Каждый по-своему

с ума сходит

20. С грамотой вскачь,

без грамоты хоть плачь.

21. Русские медленно

запрягают, но потом быстро скачут.

22. Между воронами и сорока по-вороньи каркает.

- Вспомните другие пословицы, в которых встречаются наречия.

Ответы возможные.

1.     Баба

с возу – кобыле легче.

2.     Беда

да нужда выходят наружу.

3.     Без

детей горе, а с детьми – вдвое.

4.     Береги

платье снову, а честь смолоду.

5.     Больному

все горько.

6.     Бойся

коровы спереди, а лошади – сзади.

7.     В

болоте тихо, да жить там лихо.

8.     В

долг брать легко, да отдавать тяжело.

9.     Везде

хорошо, где нас нет.

10. Во

сне счастье, наяву ненастье.

11. Кошка с собакой дружно не живут.

1) проверить работу у доски

 

Учащиеся с места задают дополнительные

вопросы отвечающим.

Вопросы:- Какими членами предложений являются наречия

в предложениях?

-        

К какой смысловой группе можно отнести то или иное

наречие?

2)проверить работу с

фразеологизмами.

 

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

 

1) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим  налево-

Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо

А сейчас опустим ниже

Головы поднимем выше.

Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память.

Запишите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

  5.Станция

«Творческая».

Задание:

Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их 

и подберите к ним синонимы.

 

Сказка.

В

старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя

голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с

пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

         Наступили холода. Стрекоза увидела

сытого Муравья и говорит:

-

У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка,

дружочек!

А

Муравей ей в ответ:

-

Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

 

Индивидуальные задания.(карточки)

1.    

Используя

наречия (поблизости, слева, справа, впереди, вдали, вверху, внизу) , напишите

сочинение- миниатюру «Вид из окна моего класса».

 1)( Проверка индивидуального

задания по 1 карточке. Ученик читает своё мини- сочинение)  вариант: Я

смотрю из окна класса. Деревья, которые вокруг школы, поднялись так высоко ,

что кажется, будто они достают до неба. Внизу под окнами пришкольный участок.

Он весь покрыт снегом. Поблизости от школы дорога. По ней иногда проезжают

машины и идут люди. Впереди видны дома улицы Дачной. Справа от и слева от этих

домов протоптаны тропинки.                               Проверка.

Объяснение правописания наречий.

2)Проверка юмористических рассказов.

6.Станция «Итоговая».

-Пришло время проверить знания, которые мы сегодня успели

повторить. Даётся, распечатанный на каждого тест.

Тест.

1. Найдите группу наречий, обозначающих причину:

а) назло, напоказ, нарочно;

б) влево, издалека, вниз;

в) сгоряча, почему, поневоле.

2. В каком примере слитно пишущееся слово – наречие?

а) Если в апреле земля перепреет, значит, (во) время

май посеет.

б) Не разговаривай (во) время еды - наделаешь беды!

3. Определите, в каких наречиях на шипящие пишется -О?

а) горяч…, свеж…, хорош…;

б) певуч…, далеч…, негодующ…

4. Как пишутся наречия (едва)(едва),

(крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

а) слитно;

б) раздельно;

в) через дефис.

5. Укажите предложение, в котором в наречии пишется Н:

а) Пошёл дождь – позд..о бежать за зонтом.

б) В окнах было соверше…о сине.

в) Девочка бессмысле…о произносила странные слова.

6. В каком наречии на конце пишется Ь?

а) замуж(?);

б) настеж(?);

в) невтерпёж(?

 

Ответы: 1-в, 2-а, 3-а, 4-в, 5-а, 6-б.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Наш урок подошёл к концу. Интересно было в стране наречий.

1. Что повторили,

изучили?(признаки наречий и орфограммы в наречиях)

2. Оценки за

урок.___________________________________________


3. Пожелания гостям с использованием наречий 

Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока!

Мы Вам

желаем ……. .

1. ________________ не болеть. (никогда) 

2. ________________ выглядеть. (великолепно) 

3. ________________улыбаться. (чаще) 

4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда) 

5. Живите____________________________________ (счастливо)

 

Просмотров: 1191

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст