Тема: «Нерудные
полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о
полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить
детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения их применением,
свойствами.
Развивающая: формирование умений
учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать
свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный
интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать
коммуникативные навыки при работе в группе.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам
отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
(Нефть)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и
эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на
пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится
сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и
заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (известняк)
- Как одним словом мы можем
назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
- Что такое полезные ископаемые?
(это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для
своих нужд)
- Разделите на три группы
названия полезных ископаемых. (на доске в разброс расположены карточки с
названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
- Почему вы так объединили
ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
Горючие
рудные нерудные
Газ
железо
мрамор
Нефть
золото песок
Уголь
медь глина
Торф
алюминий известняк
гранит
мел
- Какие полезные ископаемые мы
называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
- Почему полезные ископаемые
называют рудными? (они содержат металл)
- На какие две группы можно
разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
- А как можно различить
изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
- Каждое полезное ископаемое
имеет своё условное обозначение на карте.
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
3. Сообщение темы урока.
- Вы уже многое знаете о полезных
ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей
страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
- Как вы думаете, почему они
называются нерудные? (не содержат металл).
- Нам сегодня предстоит ответить
на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
- Работать мы будем в группах.
Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет
исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ
ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название |
свойства |
состав |
использование |
|
№1. «Песок».
Я состою из мелких
крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить
на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода,
состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых
миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый,
красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю
собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще
всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой
шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его
присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы
тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да
и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в
строительстве.
№2. «Глина»
Я - твердая, непрозрачная
порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в
строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич;
когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня
лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс,
огнеупорные материалы. Я - осадочная порода. Как и песок, образуюсь в
результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей
и озёр.
№3. «Известняк»
Я - твердый,
непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в
строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна
для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления
строительных растворов.
Мы залегаем в земле
громадными слоями. К известнякам относятся хорошо
знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий
известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной
окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и
более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или
светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под
действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и
слышится шипение.
№4 «Гранит»
Я -
очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное
свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы,
состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого,
и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и
белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может
построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов,
используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что
хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро;
делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” –
в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца,
слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет
гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к
другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
- Посмотрите еще раз в таблицу,
сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое
важное? (они все важны)
- Правильно, ребята. Нерудные полезные
ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная,
как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду,
игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
6. Проведение опытов:
- Наша работа в лабораториях
продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных
полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты
со своими помощниками.
Полезное ископаемое |
цвет |
запах |
Пропускает ли воду |
Растворяется ли в воде |
Другие свойства |
Песок |
желтый белый красный серый |
не имеет |
пропускает |
Нет |
сыпучесть |
Глина |
коричневый разного цвета |
Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет |
плохо |
Нет |
пластичность, вязкость |
Гранит |
красный, розовый, серый и др. |
не имеет |
не пропускает |
Нет |
прочность, хорошо полируется |
известняк |
белый, серый, желтый |
имеет |
пропускает |
нет |
хрупкий |
ОПЫТ 1пропускает ли полезное
ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная
воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается
ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает
воду, если вода осталась на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не
пропускает, известняк - пропускает
- Не забывайте выводы заносить в
таблицу.
ОПЫТ 2: - А теперь
определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода,
опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не
растворяются в воде.
ОПЫТ 3: - А теперь давайте
определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
Пересыпает песок из одной чашечки
в другую.
Вывод: песок – сыпучий
В блюдце положить глину и
добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая
(этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных
пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки,
сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя
пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Стучит твердым предметом по
граниту.
Вывод: Гранит очень твердый,
прочный
Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
- Посмотрите на свои записи,
посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные
ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные
ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
- Помимо рассмотренных нами на
уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это
осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в
муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения
лучше росли.
Ракушечник – пористый
камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в
строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это
твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу.
Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в
Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание
карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание:
9. Домашнее задание:
10. Рефлексия: