Тема урока: Слоговой принцип русской графики. Понятие
об орфоэпии.
Цель урока:
Задачи:
1. Знать, в
чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь
применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические
нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить
правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных.
2. Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля.
3. Воспитывать
культуру умственного труда.
Оборудование: учебник,
тетрадь, презентация
Тип урока: урок
изучения нового материала.
Методы: словесный,
частично-поисковый, практический.
Приемы: беседа,
наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).
Ход урока
I. Мотивация
II. Актуализация
опорных знаний
- Что изучает графика и орфоэпия?
Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой
части?
(“Орфо” - правильный, “эпос” -
речь. Правильная речь)
Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный
слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята?
(Ударение)
- Чем отличается ударный слог от
безударного?
III. Сообщение учителя
Единицей чтения и письма является
слог, а не отдельная буква. Сочетание согласной и гласной букв – цельный
графический и произносительный элемент. Поэтому согласные и гласные буквы в
составе слога пишутся и читаются с учетом особенностей друг друга: мал, мыл,
мэр, лес, лед, лик.
Слоговой принцип русской графики – это сочетание твердых согласных с
несмягчающими гласными и мягких согласных со смягчающими гласными.
Существуют отступления от слогового принципа:
1.Жир, цирк, жена (И, Е, Ё после твердых Ж, Ш, Ц)
2.Час, чудо, щука (несмягчающие гласные после всегда мягких Ч, Щ)
3.Рожь, тишь (Ь после шипящих)
4.Термос, модель (Е после твердых в заимств. словах)
III. Обобщение
и систематизация полученных знаний
1. Запись слов под диктовку:
дорога, студент, переход, плясать, сыновья, нюхать, белый, градостроительство.
Разделите на слоги,
продемонстрируйте соблюдение СПРГ. С 3 словами составьте предложения.
2. В группе однокоренных слов
выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый,
второй и т. д. слоги.
Молодежь, молод, молоденький,
помолодел.
Дорогой, дорого, дороже,
дороговатый.
Переносит, носит, разносит,
переносной.
3. Спишите с доски слова,
расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте
орфограммы в словах.
Алфавит, фарфор, каталог,
библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла,
начал, досуг, процент, магазин.
4. Распределительный диктант.
Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в
нужный столбик, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный перед е.
2) Мягкий согласный перед е.
1. Мастерская по пошиву одежды.
(А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки
речи. (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная
дорога. (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ].)
5. Плавучая гора, отколовшаяся от
родника. (Айс[б`э]рг.)
6. Высшее достижение мастерства.
(И[д`э]ал.)
7. Нижние места для зрителей в
театре. (Пар[тэ]р.)
8. Спортивная игра с мячиком.
(Теннис [тэ].)
9. Название научного понятия.
(Термин[т`э].)
10. Шарф, шейный платок.
(Каш[нэ].)
11. Гостиница. (О[тэ]ль.)
IV. Песенка об ударении
V. Домашнее задание: сочинить
смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит
лексическое значение (Ирис – ирИс, Атлас – атлАс и др.)
VI. Подведение итогов. Рефлексия
- Я вспомнил(а), что…
- Я понял(а), что…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…