«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Иванковка ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Иванковка отдела образования по  Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Факультативное занятие "Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии."

06.11.2017

Тема урока: Слоговой принцип русской графики. Понятие

об орфоэпии.

Цель урока: 

Задачи:

1.  Знать, в

чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь

применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические

нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить

правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2.  Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля.

3.  Воспитывать

культуру умственного труда.

Оборудование: учебник,

тетрадь, презентация

Тип урока: урок

изучения нового материала.

Методы: словесный,

частично-поисковый, практический.

Приемы: беседа,

наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).

Ход урока

I.  Мотивация

II.  Актуализация

опорных знаний

- Что изучает графика и орфоэпия?

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой

части?

(“Орфо” - правильный, “эпос” -

речь. Правильная речь)

Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный

слог…

И сразу же исчез огромный замок,

И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята?

(Ударение)

- Чем отличается ударный слог от

безударного?

III. Сообщение учителя

Единицей чтения и письма является

слог, а не отдельная буква. Сочетание согласной и гласной букв – цельный

графический и произносительный элемент. Поэтому согласные и гласные буквы в

составе слога пишутся и читаются с учетом особенностей друг друга: мал, мыл,

мэр, лес, лед, лик.

Слоговой принцип русской графики – это сочетание твердых согласных с

несмягчающими гласными и мягких согласных со смягчающими гласными.

Существуют отступления от слогового принципа:

1.Жир, цирк, жена (И, Е, Ё после твердых Ж, Ш, Ц)

2.Час, чудо, щука (несмягчающие гласные после всегда мягких Ч, Щ)

3.Рожь, тишь (Ь после шипящих)

4.Термос, модель (Е после твердых в заимств. словах)

III.  Обобщение

и систематизация полученных знаний

1. Запись слов под диктовку:

дорога, студент, переход, плясать, сыновья, нюхать, белый, градостроительство.

Разделите на слоги,

продемонстрируйте соблюдение СПРГ. С 3 словами составьте предложения.

2. В группе однокоренных слов

выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый,

второй и т. д. слоги.

Молодежь, молод, молоденький,

помолодел.

Дорогой, дорого, дороже,

дороговатый.

Переносит, носит, разносит,

переносной.

3. Спишите с доски слова,

расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте

орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог,

библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла,

начал, досуг, процент, магазин.

4. Распределительный диктант.

Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в

нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды.

(А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки

речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная

дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от

родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства.

(И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в

театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком.

(Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия.

(Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок.

(Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

IV. Песенка об ударении

V. Домашнее задание: сочинить

смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит

лексическое значение (Ирис – ирИс, Атлас – атлАс и др.)

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Я вспомнил(а), что…

- Я понял(а), что…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

 

Просмотров: 550

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст