КГУ «Иванковская ОШ»
Урок мужества
« О мужестве, долге, чести»
2018 г
Цель: сформировать представление о
мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что
без патриотизма невозможно привести Родину к возрождению.
Задачи:
1)
познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2)
воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников
Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3)
способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Ход урока
I.
Организационный
момент
II.
Определение темы урока
(на доске
написано стихотворение)
Мужество –
это не мода,
Скорая,
быстротечная,
Мужество –
суть мужчины,
Прочная,
долгая, вечная.
Если
зернышко смелости
С почвой
подружится.
Вызреет в
пору спелости
Зернышко
колосом мужества.
Учитель:
- Ребята,
как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ
учащихся)
Учитель:
- Скажите,
пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать
мужественным?
(ответ
учащихся)
III .
Учитель:
- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с
вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей
страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
- во время Великой Отечественной войны, во время войны
в Афганистане и Чечне.
Учитель:
- давайте вспомним об этих войнах.
Ученик 1.:
- Великая Отечественная война началась в 22
июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой
ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война.
Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены
поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и
девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе
с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик 2.:
- После
второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства,
фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет
потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей
и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В
абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане
составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не
имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в
непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Ученик 3.:
- Война в
Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась
новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но
есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые
еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
Учитель:
- герои этих
войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о
них.
(передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и
рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн).
Учитель:
- о всех
сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать,
потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку,
слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (идет
презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в
сопровождении песни группы Чернила для пятого класса «Зажгите свечи»).
IV. Учитель:
- ребята, а можно ли проявить мужество не только на
войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев
спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и
разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь
ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к
этим людям и быть полезными:
1.
Подготовка
подарков.
2.
Проведение
акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3.
Акция
«Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4.
Организация
встреч ветеранов.
5.
Создание
школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая
информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по
патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых
в рамках акции).
V. Подведение итогов.
Учитель:
- ребята расскажите, а что вам больше всего
запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель:
- Была
война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке,
спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и
выжили, завоевав победу.
- По всей
нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим
братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
- Куда б ни
шёл, ни ехал ты,
Но здесь
остановись -
Могиле этой
дорогой
Всем сердцем
поклонись,
И для тебя,
и для меня
Он сделал
всё, что смог...
Себя в бою
не пожалел,
А Родину
сберёг.
- Сквозь
годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая
пулями
Сосна
нарочанская.
Атаки
внезапные,
Засады под
соснами,
Могильные
холмики
Над травами
росными.
- И
верность, и мужество,
И скорбь у
пожарища
Вы пали за
Родину,
Вы с нами,
товарищи.
Мы будем
такими же
В любом
испытании
Клянёмся!
Клянёмся
минутой молчания.